SIHH 2019: куда движется высокое часовое искусство?

Женевский Салон высокого часового искусства (SIHH), проходящий ежегодно в январе - одно из главных событий часовой отрасли, которое нельзя пропустить.

Почему SIHH - это важно? Во-первых, из-за участников. Несмотря на некоторые изменения состава, "костяком" остаются бренды самого высокого уровня, задающие направления развития современного часового искусства. Среди них Cartier, Vacheron Constantin, IWC, Jaeger-LeCoultre, Panerai, Audemars Piguet и другие. Во-вторых, по сравнению с масштабами Baselworld эта выставка более камерная, здесь можно ближе пообщаться с представителями марок и даже получить доступ к главам компаний - а информация из первых рук всегда убедительнее пресс-релизов. И, наконец, SIHH дает возможность обсудить новости в журналистском сообществе, которое очень сложно собрать в одном месте. Замкнутое пространство Palexpo, где проходит выставка, соединяет людей на одной территории и позволяет обменяться мнениями или подискутировать. Кстати, в этом году впервые "круглые столы" на актуальные темы были организованы официально и транслировались через видеоканалы.

Ветер перемен

Многие годы SIHH почти не менялся. Это, на наш взгляд, было не только его недостатком, но и преимуществом - последнее заключалось в небольшом количестве и высоком уровне брендов. Но ветер перемен понемногу проник и в цитадель высокого часового искусства. Самым большим изменением стало появление в 2016 году пространства независимых часовщиков Carré des Horlogers: эти производители сложной механики теперь удачно дополняют выставку традиционных больших часовых домов, в то же время составляя ей альтернативу.

В прошлом году радикальное обновление (вплоть до появления открытого бассейна с водой) коснулось внешнего вида стендов многих марок - и это, безусловно, тоже оживило SIHH, где накапливалось ощущение "застывшего времени". В этом году оформление впечатляло не меньше, но выглядело более оправданным.

Например, по своей давней традиции компания IWC Schaffhausen установила на стенде настоящий самолет - на этот раз легендарный британский истребитель Spitfire времен Второй мировой войны: на нем в этом году будет совершен кругосветный перелет, и ему, конечно, посвящена одна из новых коллекций марки IWC.

На стенде Jaeger-LeCoultre "выросли" натуральные елки с шишками: созерцание природы, по уверениям бренда, способствуют концентрации внимания часовщиков и внутреннему умиротворению, необходимому для работы. Даже аромат хвойного леса был создан специально для этой инсталляции известным парфюмерным домом Francis Kurkdjian. Не хватало, пожалуй, только белок.

На стенде Roger Dubuis был выставлен реальный концепт-кар Lamborghini Huracan Performante (в честь продолжающейся коллаборации этих двух брендов, вдохновившей часовщиков на выпуск модели Excalibur Huracán и часов Excalibur One-Off в единственном экземпляре).

Стенд Piaget представлял собой декорацию пляжной вечеринки, однако поразивший всех год назад бассейн на этот раз заполнили не водой, а светлым песком, на который поставили плетеные кресла - некоторые гости в строгих деловых костюмах в прошлом году умудрялись, задумавшись, в буквальном смысле пройти по воде.

Все эти декорации, возможно, только приятное дополнение к основной цели посещения SIHH - к знакомству с коллекциями, - но они производят впечатление и на профессионалов, и на частных посетителей. Кстати, с 2017 года заключительный день выставки открыт для всех желающих при покупке билета стоимостью порядка 70 евро. Это стало еще одним нововведением: раньше попасть на SIHH можно было бесплатно, но только по приглашению Фонда высокого часового искусства. Коммерческие сборы "открытого дня", правда, оказались незначительны, но, несмотря на это, он третий год остается в программе Салона.

Что касается изменений основного состава участников (приход Ulisse Nardin, Hermes, Bovet, уход Van Cleef & Arpels), то оценить, плюс это или минус, можно будет только через два-три года. Но все же немного жаль, что больше не выставляется Van Cleef & Arpels, всегда поражавший оригинальными часовыми (а не только ювелирными) новинками, и что Cartier больше не показывает на презентациях свои сложные часы - они всегда на шаг опережали индустрию в плане технических изобретений.

Хедлайнеры нового сезона

Из коллекций этого года наиболее цельными и безупречными нам показались A. Lange & Sohne и Jaeger-LeCoultre (впрочем, для обеих марок это традиционно).
A.Lange & Sohne - не швейцарская, а немецкая мануфактура, но ее продукция в часовом сообществе считается эталонной. Не выпуская большого количества часов, A. Lange & Sohne обеспечивает высочайший технический и эстетический уровень каждой модели, так что какую-то одну выделить трудно.

Сложнейшие часы Салона SIHH 2019 были представлены домом Jaeger-LeCoultre - это Master Grande Tradition Gyrotourbillon Westminster Perpétuel, вечный календарь с гиротурбийоном пятого поколения и репетиром с вестминстерским боем, помещенный в довольно компактный корпус. В коллекции Master есть и другие, не менее замечательные часы - с серьезными усложнениями, но легко читаемым циферблатом.

Впечатляющее разнообразие направлений и коллекций показала мануфактура Vacheron Constantin: наряду со представленным сложнейшими piece unique (например, Les Cabinotiers Phoenix с 15 функциями, существующие в единственном экземпляре) марка развивает повседневные коллекции Overseas и Fiftysix, а также предложила принципиально новое изобретение - вечный календарь Twin Beat, работающий в двух разных режимах в зависимости от активности владельца.

Марка IWC вспомнила о своем мужском характере ("первым делом самолеты, ну а девушки потом") и предложил несколько отличных коллекций, связанных с темой авиации и неба - Spitfire, Top Gun, продолжение лимитированной линии Le Petit Prince.

И, наконец, несколько слов о новом участнике SIHH с этого года: компания Bovet представила несколько моделей с миниатюрной росписью. Изображение в технике эмали "гран-фе" традиционного азиатского сюжета с карпами, символами любви и богатства, было заказано российскому художнику-ювелиру Ильгизу Фазулзянову (Ilgiz F). Такие часы из коллекции Fleurier Amadeo могут из наручных превращаться в настольные или даже в кулон.

Переход в штатный режим

Посещение SIHH 2019 оставило ощущение, что наметившееся в последние годы стремление "высоких" марок отставить в сторону сложные изобретения и искусство и запустить упрощенные коллекции "для молодого поколения", дающие немедленную коммерческую выгоду, приостановилось. Ситуация, когда витрины и стенды становятся все красочнее, а часы разных брендов все более похожи между собой, кажется, постепенно преодолевается. Как будто пугающий призрак экономического кризиса заставил всех сделать несколько странных резких движений, однако поскольку катастрофы не случилось, все немного успокоились и принялись за работу в новых условиях. Стенды и витрины в этом году стали немного проще, но содержательнее. Концепции часовых коллекций - четче и яснее. Новинки - интереснее. В целом новый сезон внушает большие надежды именно наметившимся переходом к "штатному режиму работы".