19.02.2019 19:52
    Поделиться

    Почему богатые жители Венесуэлы критикуют Мадуро, но боятся перемен

    Принято считать, что венесуэльский средний класс является заклятым врагом правительства Николаса Мадуро. Якобы еще со времен Уго Чавеса местную буржуазию притесняют и фактически не дают поднять голову. Но стоит приехать в, как пишут в западных СМИ, "охваченную острейшим гуманитарным кризисом" Венесуэлу, сразу начинаешь понимать, что такой подход, мягко говоря, неверный.

    Начать стоит с того, что венесуэльскую экономику нельзя назвать социализмом в чистом виде. Да, государство развивает огромное количество соцпрограмм, регулирует многие сферы хозяйственной жизни. Но при всем при этом большинство предприятий страны находятся в руках частного бизнеса. Причем совершенно разного масштаба - от крупных фабрик до чуть ли не домашних "свечных заводиков".

    Отношения с бизнесом у государства здесь и правда не всегда складывались лучшим образом. Многие бизнесмены помнят, как в то или иное время социализма в Венесуэле власти объявляли различные декреты, предписывавшие предпринимателям в обязательном порядке снижать цены на свой товар, приостанавливающие производство по тем или иным причинам, национализирующие целые фирмы. Но сейчас такие отношения уже ушли в прошлое. За последние несколько лет власти поняли, что взаимодействие с предпринимательским сообществом необходимо развивать. В самой Венесуэле регулярно организовывают промышленные выставки, проводя которые правительство республики пытается наладить контакты с бизнесменами.

    Многие из нынешних критиков властей в свое время получили от них же большие преференции. Для ряда промышленников был открыт доступ в систему обмена валюты по выгодному курсу - государство таким образом фактически субсидировало производство, выделяя промышленникам "дешевые" доллары. Те же, в свою очередь, прежде чем закупить необходимое сырье или оборудование за рубежом, эти деньги попросту "прокручивали" на "черном" рынке, где валюта стоила намного дороже. Отсюда и колоссальные доходы на ровном месте. Безусловно, не обходилось в этих схемах и без коррупции, на которую сейчас постоянно жалуются зажиточные венесуэльцы.

    Полученные ранее доходы вкладывались в покупку недвижимости за рубежом, прежде всего в Майами. Теперь многие из венесуэльцев являются рантье - сдают свои квартиры в США, а на получаемый таким образом доход безбедно живут в Венесуэле, вовсю критикуя чавистов. Уезжать многие по понятным причинам не хотят - в тех же США огромные налоги, а сама жизнь куда дороже.

    Проехать по улицам Каракаса с дорогими ресторанами сложно - из машин посетителей выстраиваются очереди

    Сейчас поездка по престижным районам Каракаса иной раз напоминает пир во время чумы. Проехать по отдельным улицам, на которых расположены дорогие рестораны, весьма проблематично - из машин посетителей выстраиваются настоящие очереди, а парковщики не всегда успевают быстро расставить машины по стоянке. При этом машины - совсем не старая рухлядь 60-х годов, а современные дорогие джипы, преимущественно американские или японские. У многих их по два - в одном джипе едет сам владелец, а за ним - профессиональная охрана на машине классом ничуть не ниже.

    Если послушать жалобы этих людей, то их основная суть сводится к тому, что раньше они могли позволить себе больше. Мол, сейчас экономическая ситуация настолько плохая, что даже им приходится считать деньги. Почему тогда они выступают за смену режима и не хотят помочь действующим властям исправить ситуацию, остается загадкой...

    Пока же богатые венесуэльцы, недовольные властями, по-прежнему живут привычной им жизнью. Житель Каракаса Фаусто показывает мне свой небольшой легкомоторный самолет Cessna-402. Заодно он рассказывает, что у его компании есть еще несколько воздушных судов, вплоть до бизнес-джета, а занимаются они коммерческими авиаперевозками. Мы находимся на аэродроме Чаральяве, что недалеко от Каракаса. Это главный центр малой гражданской авиации в стране, отсюда вылетает большинство частных самолетов. За 20 минут, что готовят наш борт, взлетает 5 самолетов. "Сегодня воскресенье, люди летят отдыхать на море", - говорит мне как о чем-то само собой разумеющемся Фаусто. Он объясняет, что у многих самолеты в собственности, а кто-то просто берет их в аренду.

    Цены на частные полеты намного ниже, чем в тех же США. "Двухчасовой полет на 7-местном самолете обойдется приблизительно в 1000 долларов, вместе со всеми необходимыми разрешениями на взлет и посадку", - говорит пилот и подсчитывает, что в Майами то же самое встанет в 5000 долларов. Причина - высокие налоги и стоимость топлива, которое в Венесуэле ничего не стоит. Горючее для самолетов хоть и дороже автомобильного бензина в 5 раз, но все равно обходится в символическую сумму - 0,000001 доллара за литр.

    Пока мы летим, пилот жалуется на то, что в страну не пускают гуманитарную помощь, Гуайдо не может наконец начать управлять страной, а боливарианские власти окончательно узурпировали власть. Звучат эти заезженные штампы из уст владельца частного самолета весьма экзотично. На вопрос, уверен ли он, что его жизнь станет лучше в случае прихода к власти столь любимой им оппозиции, Фаусто отвечает уклончиво. Еще больше он грустнеет, когда я спрашиваю, кто будет арендовать его самолеты за 5000 долларов вместо нынешних 1000 - ведь цены обязательно "подтянутся" к мировым.

    Вроде бы венесуэльский социализм ориентирован, прежде всего, на беднейшие слои населения. Но различными госсубсидиями вовсю пользуются и представители среднего и высшего классов. Быть может, именно боязнь богачей лишиться своего роскошного уровня жизни и стала причиной того, что ситуацию в стране "изнутри" на самом-то деле никто толком и не хочет менять, а попытки "раскачать" обстановку предпринимаются лишь под диктовку Вашингтона? Ведь в случае смены режима в стране все станет еще дороже, покупательские возможности населения, в том числе его высших слоев, снизятся - пример соседних с Венесуэлой стран наглядное тому подтверждение.

    Поделиться