20.02.2019 17:59
    Поделиться

    В Новосибирске полиция взяла "под сопровождение" деньги на ремонт дорог

    Как идет расследование громких авиапроисшествий? Имеют ли право пассажиры сами обезвредить дебошира? Какой ущерб наносит отрасли коррупция? Об этом шла речь на состоявшемся в редакции "РГ" в Новосибирске "Деловом завтраке" с руководителем Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ Алексеем Александровым.

    - Недавно, 12 февраля, в аэропорту Барнаула при посадке в самолет, следующий рейсом до Москвы, обрушился трап. Пострадало шесть человек, из них четверых пришлось госпитализировать. Происшествие вызвало шквал обсуждений. Что уже удалось выяснить следствию?

    Алексей Александров: - Точную причину обрушения определят эксперты. По предварительным данным, трап не выдержал нагрузки - произошел надлом соединительных кронштейнов верхней площадки трапа. Трап 1981 года выпуска, и сейчас нам предстоит выяснить, был ли превышен предельно допустимый срок его эксплуатации, и есть ли вообще подобный показатель для такой техники - пока из представленных нам документов это не очевидно. За состоянием трапа следили: несколько лет назад был проведен его плановый капитальный ремонт, кроме того, выполнялся ежегодный технический осмотр с применением диагностических средств, ну и, конечно, ежедневный визуальный осмотр. Не исключено, что к аварии привело нарушение правил посадки в самолет - на трапе оказалось больше людей, чем он мог выдержать. За этим должны следить сотрудники авиакомпании: по правилам, один сотрудник при посадке стоит внизу и контролирует количество пассажиров на трапе. Уже известно, что в данном случае этим пренебрегли. Любой авиаинцидент вызывает огромный общественный резонанс.

    - Сколько ЧП происходит в сибирском небе, о чем говорит динамика?

    Алексей Александров: - За последние четыре года на подведомственной нам территории произошло 173 авиационных происшествия, в том числе 28 катастроф и серьезных инцидентов, в которых погибло 67 человек и более 40 получило телесные повреждения. Ситуация в целом стабильна - шесть-восемь серьезных происшествий в год. В прошлом году мы расследовали шесть уголовных дел об авиационных авариях и катастрофах, в результате которых погибло восемь человек. Три прекращены за смертью виновных лиц, остальные остаются в производстве. Среди них - уголовное дело по факту жесткой посадки вертолета Ми-8, принадлежащего ЗАО "Авиапредприятие Ельцовка", в городе Кедровый Томской области 16 декабря 2018 года. По одной из версий, вертолет попал в вихревое кольцо. Возможны также отказ техники и ошибка пилота. Два года назад в Телецкое озеро упал вертолет, на борту которого находилось пять человек, в том числе известный предприниматель и бывший вице-премьер правительства Республики Алтай Анатолий Банных. Найдено тело только одного пассажира, остальные признаны погибшими.

    - На этом расследование завершено?

    Алексей Александров: - Расследование приостановлено с формулировкой "за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого". Напомню, что поисковые мероприятия проводились довольно долго, как государственными органами, так и частными лицами. Учитывая большую глубину, сильное подводное течение и количество ила на дне озера, шансы найти вертолет и тела остальных погибших были невелики.

    - Набирает популярность сверхлегкая авиация, и особую озабоченность вызывают участившиеся инциденты и катастрофы в этой сфере. Невзирая на предупреждения об опасности таких полетов, непрофессиональные пилоты продолжают их совершать и часто гибнут или получают увечья вместе с пассажирами. Как здесь навести порядок?

    Алексей Александров: - В 2014-2018 годах в Западно-Сибирском СУТ СК России зарегистрировано шестнадцать авиакатастроф и авиационных инцидентов со сверхлегкими летательными аппаратами, в которых погибли восемь человек и десять были травмированы. Проблема в том, что для полета на легкомоторном воздушном судне сегодня требуется лишь уведомить диспетчеров. А небольшой аппарат - например, автожир - даже не нужно регистрировать. О наличии профессиональной подготовки и опыта речи не идет. И люди гибнут.

    Так, в декабре 2018 года в Барнауле при взлете потерпело крушение сверхлегкое воздушное судно типа "параплан", не подлежащее государственной регистрации. Пилот, не обладая достаточными навыками, неверно избрав траекторию полета и не рассчитав расстояние до находившихся на пути взлета деревьев, зацепился лопастью за ветви дерева. Пилот и пассажир получили травмы различной степени тяжести. Пострадавших могло быть и больше, так как параплан летел в направлении группы детей, которые, к счастью, вовремя разбежались. Для наведения порядка в этой сфере необходима обязательная постановка легкомоторных средств на учет, а полеты на них должны носить разрешительный, а не уведомительный характер.

    - Часто причинами ЧП в воздухе становятся выходки авиадебоширов. Наказание для них ужесточили, но прежде надо обезвредить такого опасного пассажира. Членам экипажа применять к ним насилие запрещено, и сейчас за дело берутся сами пассажиры: недавно сибиряки на рейсе "Бангкок - Новосибирск" сами связали такого "соседа", и остаток полета он провел в самом неудобном положении. Есть ли у них на это право?

    Алексей Александров: - Неконтролируемое, агрессивное поведение человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, на борту воздушного судна может привести к трагедии. Речь идет о десятках, а то и сотнях человеческих жизней, поэтому дебоширов необходимо обезвреживать. Случаев привлечения к ответственности за слишком жесткое обращение с хулиганами у нас нет. Что касается самих нарушителей, то в прошлом году в производстве находилось два таких уголовных дела - в Новосибирске и Омске. Полагаем, что адекватным наказанием за мелкое хулиганство на борту воздушного судна будет административный арест.

    - Любой транспорт - это зона повышенной опасности. Очень часто в СМИ сообщается о пострадавших и погибших на железной дороге. Ваше ведомство борется с таким травматизмом, можно ли снизить его уровень?

    Алексей Александров: - Действительно, проблема есть. В 2018 году на железнодорожных путях травмировано более 200 человек. В подавляющем большинстве случаев причиной стали невнимательность пешеходов, неосторожность при переходе путей, в том числе в запрещенных местах.

    Яркий пример - уголовное дело, расследованное Новосибирским следственным отделом на транспорте. В феврале прошлого года пьяный отчим на станции Чулымская Западно-Сибирской железной дороги переводил через пути ребенка. Когда они пролезали под вагоном, машинист привел поезд в движение, и малыш погиб. Почему они лезли под вагон? Возможно, в этом месте необходимо оборудовать переход через пути? Эти вопросы изучались в рамках уголовного дела.

    Проблему травматизма на транспорте мы будем обсуждать на общероссийском семинаре в Москве. Конечно, здесь важна профилактика - разъяснительная работа, качественное обслуживание дорожной инфраструктуры, наличие средств оповещения. Многие фактически существующие переходы через пути не стоят на балансе железной дороги, собственник их не признает и не следит за их состоянием, однако люди ими пользуются. Первоочередная задача - создать реестр подобных путевых объектов, чтобы более эффективно тратить средства на обеспечение безопасности.

    - Важная составляющая вашей работы - борьба с коррупцией. На слуху - расследование громких уголовных дел в отношении группы должностных лиц предприятий "Аэропорты Красноярья" и "КрасАвиа".

    Алексей Александров: - Расследование уголовных дел в отношении "Аэропортов Красноярья" и "КрасАвиа" продолжается более года. Установлено, что ряд должностных лиц в течение долгого времени систематически получал взятки от руководителей коммерческих организаций за лоббирование их интересов и общее покровительство. На поток были поставлены "откаты" - десять процентов от суммы всех госконтрактов. В отношении двух обвиняемых уголовные дела направлены в суд, один уже осужден. Имущество одного из обвиняемых на сумму более 100 миллионов рублей арестовано.

    По статистике, больше всего коррупционных преступлений выявлено в сфере железнодорожного транспорта, в том числе есть и факты получения откатов за лоббирование интересов и общее покровительство коммерческим организациям.

    Так, направлено в суд уголовное дело по обвинению бывшего начальника станции Искитим в получении крупных взяток за беспрепятственный прием к перевозке железнодорожных вагонов с принадлежащим коммерческой организации грузом. Расследуется уголовное дело в отношении заместителя начальника Кузбасского района управления диспетчерского центра, который за взятки закрывал глаза на технические неисправности и технологические нарушения в вагонных депо.

    Но главное даже не в том, чтобы привлекать к ответственности коррупционеров. Сегодня государство направляет на развитие транспортной инфраструктуры миллиардные средства, и основная задача - предотвратить хищения в этой сфере. Реализация госпрограмм сейчас отслеживается нами во взаимодействии с Западно-Сибирской транспортной прокуратурой, управлением на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу, Федеральной службой безопасности России по Новосибирской области в режиме реального времени: условно говоря, выделен миллиард на какой-то конкретный объект, и правоохранительные органы тут же берут ситуацию под контроль. То есть мы не ждем, когда деньги будут выведены за рубеж, а объект останется недостроенным - сбор необходимой информации проводится своевременно, контролирующие органы знают, какая именно компания выиграла конкурс, есть ли у нее необходимые ресурсы для выполнения госзаказа и прочее, вплоть до родственных и дружеских связей руководителя. Все это делается в рамках закона, и такая систематическая работа будет эффективной.

    Поделиться