1 марта 2019 г. 18:50
Текст: Виктор Файбисович (кандидат культурологии, ведущий рубрики "Сокровища Эрмитажа")

Карл Гампельн. Портрет великого князя Александра Николаевича

Он был назначен наследником престола за два дня до мятежа на Сенатской
Эрмитаж и журнал "Родина" продолжают совместный проект, в рамках которого мы знакомим читателей с малоизвестными раритетами из запасников главного российского музея.
В. Тимм. Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. 1853 год. Фрагмент картинки, которую 14 декабря раскрашивал великий князь Александр Николаевич.
В. Тимм. Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. 1853 год. Фрагмент картинки, которую 14 декабря раскрашивал великий князь Александр Николаевич.

Нищий и глухонемой преподаватель рисования в Императорском училище глухонемых Карл Гампельн был выслан из столицы в Москву под предлогом просроченного вида на жительство: созданные им портреты запечатлели слишком много лиц, причастных к мятежу 14 декабря. Но наш очерк посвящен литографии, на которой Гампельн изобразил наследника российского престола, будущего императора Александра II...


"Рисовал с натуры Гампельн Глухонемой"

В детстве великий князь жил с родителями в Аничковом дворце, а лето проводил в Павловске у бабушки - вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Как свидетельствует подпись, художник рисовал великого князя с натуры. Полагаем, однако, что это относится лишь к модели, но не к антуражу: распространенное суждение о том, что наследник изображен в одном из залов на первом этаже Аничкова дворца, представляется ошибочным. Александр Николаевич запечатлен Гампельном в весьма условном интерьере открытой колоннады с мраморным камином или консолью. На заднем плане изображен один из двух павильонов Аничкова дворца, сооруженных по проекту К.И. Росси в 1817-1818 гг.; однако он дан в ракурсе 3/4, тогда как оси дворца и павильонов параллельны...

Литография Гампельна из собрания Эрмитажа исполнена не ранее конца весны, но не позднее начала осени 1827 года. Эти временные рамки определяются двумя обстоятельствами: во-первых, на своей литографии Гампельн изобразил кирасирскую каску, соответствующую образцу, установленному 9 мая 1827 г.; во-вторых, по этой литографии О. Киселев исполнил гравюру, цензурное разрешение на которую было выдано 18 октября 1827 г.


Водевиль с переодеванием

Литография Гампельна копировалась и позднее. В.Я. Адарюков и Н.А. Обольянинов в своем "Словаре русских литографированных портретов" (М., 1916. Т. I. С. 31), вслед за статьей о литографии Гампельна, поместили описание аналогичного портрета: "То же; в форме польского 1-го Конно-егерского полка. <...> Собрание Г.С.Г.". Эта формулировка заставляет предполагать, что речь идет об авторском варианте, повторяющем обстановку, но изображающем великого князя в другом мундире. Однако такое заключение оказывается поспешным.

JSINCUT

Инициалами "Г.С.Г." авторы "Словаря..." обозначили видного военного историка Георгия Соломоновича Габаева (1877-1956); восемью годами ранее он опубликовал принадлежавшую ему литографию в издании "История государевой свиты. Царствование Николая I" (Кн. 2. СПб., 1908. С. 605) - штабс-капитан Г.С. Габаев участвовал в подготовке этого труда в качестве помощника составителей. Литография из собрания Габаева в мельчайших подробностях воспроизводит композицию Гампельна, но наивные погрешности ее автора в анатомии и перспективе, равно как и слабое владение литографским ремеслом, не оставляют сомнений в том, что это плод трудов не слишком одаренного копииста. Заметим, что в "Истории государевой свиты" репродукция портрета наследника в мундире польских конных егерей снабжена аннотацией "С редкой польской литографии".

Шефом польского 1-го Конно-егерского полка государь пожаловал Александра Николаевича в 1826 г., в день его ангела - 30 июля. Однако портрет великого князя в мундире польских конных егерей был исполнен, очевидно, позднее - около 1829 г., в связи с коронационными торжествами в Варшаве, куда император Николай прибыл с супругой и наследником. По свидетельству современников, великий князь Александр Николаевич неизменно появлялся на публике в мундире польского 1-го Конно-егерского полка и разговаривал с поляками на их языке.


Корнет с Андреевской лентой

Гампельн изобразил великого князя в парадном мундире корнета Л.-гв. Гусарского полка, с лентой ордена св. Андрея Первозванного поверх доломана и с Андреевской звездой на ментике. Юный гусар стоит в непринужденной позе, облокотясь на камин; у его ног в живописном беспорядке художник изобразил горн егерских полков, каску и кирасу тяжелой гвардейской кавалерии, казачий кивер; за ними - барабан, на котором лежит гренадерская митра Л.-гв. Павловского полка (с 19 декабря 1825 г. наследник состоял его шефом) и стоит кивер, принадлежащий к форме Л.-гв. Гусарского полка, в которую облачен наследник (шефом лейб-гусар он был назначен на десятый день от рождения); под кивером лежит учебная рапира. За барабаном - знамя, пехотное ружье со штыком и кавалерийская сабля. На каминной полке - книги, чернильница с перьями и развернутая карта европейской и азиатской частей России. За камином на постаменте в виде колонны возвышается бюст императора Николая I. Достойна отдельного упоминания рапира, лежащая на барабане. В Эрмитаже сохранились учебные рапиры, исполненные для великого князя на знаменитой оружейной фабрике в Златоусте. На их клинках наведено золотом: "Златоустъ" и "1827 года". Наследник учился владению холодным оружием у знаменитого мастера Ивана Сивербрика (1784-1852), некогда преподававшего фехтование великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам.

Учебная рапира, исполненная для великого князя на оружейной фабрике в Златоусте. / ГЭ

Учебная рапира, исполненная для великого князя на оружейной фабрике в Златоусте.  / ГЭ

На литографии из собрания Эрмитажа великий князь Александр Николаевич запечатлен в возрасте девяти лет, но материалом для мемуаров этот мальчуган уже обладал.

17-го апреля 1825 года, в седьмую годовщину своего рождения, он был произведен в офицеры с зачислением в Л.-гв. Гусарский полк. Восемь месяцев спустя, 12-го декабря 1825 г., его отец, провозглашенный императором, объявил Александра Николаевича наследником престола. Мальчика известили об этом на другой день; интуитивно почувствовав, с какими тревогами, опасностью и ответственностью сопряжено это звание, он горько заплакал... Чутье не обмануло его. В день мятежа на Сенатской площади наследник раскрашивал литографию, изображающую переход Александра Македонского через р. Граник, когда за ним приехали, чтобы доставить его из Аничкова дворца в Зимний. Там император препоручил его заботам чинов Л.-гв. Саперного батальона: в сущности, с этого и началась действительная служба великого князя Александра. Но уже на коронационных торжествах в Москве этот восьмилетний корнет столь уверенно и молодцевато управлял конем на смотре (в строю дивизиона Л.-гв. Гусарского полка), что вызвал ликование многотысячной толпы и искреннее изумление бывшего наполеоновского маршала О. Мармона.

К. Гампельн (1794 - после 1883). Портрет великого князя Александра Николаевича. 1827 год. Литография. 41,0 х 32,5 (изображение); 58,0 х 44,5 (лист). Внизу слева: Рис. съ нат. Гампельнъ Глухо-немой. Справа: Dessine dapres Nature par Hampeln Sourd-muet. Ниже слева: Его Императорское Высочество Великiй Князь / Александръ Николаевичъ /наследникъ Всероссiйскаго Престола. Справа: Son Altesse Imperiale le Grand Due hereditaire de toutes les Russies /. Alexandre Nicolaewitsch. Инв. N ЭРГ-1816. Поступление: 1941, из Государственного музея этнографии народов СССР; ранее - в собрании великого князя Сергея Александровича. / ГЭ


Теперь дело за Жуковским

Возможно, сам того не ведая, Гампельн установил в иконографии Александра II важную веху: его портрет ознаменовал собою рубеж между детством и отрочеством будущего императора. В то время, когда Карл Гампельн прилежно переносил свой рисунок на литографский камень, Василий Жуковский, которого государь назначил наставником наследника, усердно трудился над программой воспитания и образования великого князя Александра. Программа Жуковского в целом была одобрена императором, и в начале 1828 г. поэт вместе с многочисленными сподвижниками и помощниками начал воплощать ее в жизнь. Несмотря на то что великий князь Александр Николаевич уже три года состоял канцлером Александровского университета в Финляндии и два года - почетным членом Императорской Российской академии, 7 января 1828 года он был подвергнут экзаменам в присутствии родительской четы и успешно их выдержал...

К.Гампельн. Автопортрет. 1820-1826. ГРМ.


В феврале в Москве открылись 2 выставки Карла Гампельна. На них представлены представлено около 200 работ художника из 23 музеев и четырех частных собраний.

Первая монографическая выставка Гампельна-портретиста открылась 19 февраля в Государственном музее А.С. Пушкина. Среди множества портретов здесь можно увидеть и портрет отца Александра Сергеевича Пушкина.

20 февраля в Историческом музее открылась вторая часть выставки. На ней представлены картины бытового жанра.

Выставки приурочены к к 225-летию со дня рождения художника. Выставка Гампельна в музее Пушкина продлится до 19 мая, а в Историческом музее она будет работать до 13 мая.