Музейщикам удалось представить более трехсот флаконов - от дореволюционного "Царского вереска" до "Анжелики Варум" - уральской супер-разработки одного из первых российских селебрити-ароматов (снятие его с производства модницы до сих пор не могут простить фабрике). Экспозицию собирали, что называется, с миру по нитке - из музеев гигиены, этикетки, советского быта и писателей Урала. Такие элементы повседневности как флакончики из-под духов, как правило, безжалостно выкидывают. И, скажем, отыскать и выставить "Шипр" музейщикам, увы, так и не удалось.
- Особенно сложно с мужскими ароматами, - признает Нинель Бритвина, заместитель директора музея. - Да и с мужской одеждой тоже. Мужчины как-то больше склонны все выкидывать. Эх, если бы кто-нибудь принес нам "Шипр", который выпускали едва ли не все 15 парфюмерных фабрик страны миллионными тиражами. А стоил он 50 копеек.
Зато в фондах нашелся одеколон "Тройной", когда-то бивший все рекорды продаж. Да и горожане, услышав о выставке, спешат поделиться. Сегодня, например, музею отдали флакон духов "Москвичка" "запредельной" стоимости в 15 рублей. Впрочем, в Советском Союзе продавали и более дорогой парфюм.
Так, открывает выставку пузырек французских "Клима", который хозяйка бережно хранила с 1976 года. Тем летом она отдыхала в Боровом. Торговля на казахском курорте была представлена магазинами с нехитрым названием "Смешанные товары": справа хлеб, макароны и постное масло, слева одежда и чайники. В одном из таких магазинчиков с покосившейся крышей за 25 рублей продавали "Клима" (в то время их можно было добыть только в валютной "Березке" или, если повезет в "ратной битве" в московском ГУМе). Как ее ни отговаривала подруга, свердловчанка отдала-таки почти четверть зарплаты молодого специалиста за первые французские духи в своей жизни.
Такие же трогательные истории связаны почти с каждым пузырьком на выставке. "Красную Москву" кто-то хранил в память о маме, "Успех" купил на последние деньги и подарил будущий муж.
- Духи - вещь удивительная, - говорит коллекционер парфюма Галина Федорова. - В каждом флаконе мы видим эстетику времени. По сути, каждый флакон - целый исторический роман.