03.03.2019 10:05
    Поделиться

    Сергей Лавров встречает "арабскую весну"

    Глава российского МИД отправляется в рабочую поездку по странам Персидского залива
    В воскресенье начинается большая рабочая поездка главы российского МИД Сергея Лаврова в регион Персидского залива. На этот раз министр посетит за пять дней четыре страны - Катар, Саудовскую Аравию, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Гостя из Москвы будут принимать шефы дипломатий и первые лица суннитских монархий, с которыми Лавров обсудит как двустороннее сотрудничество, так и самые острые проблемы на Ближнем Востоке. В центре региональной повестки - палестино-израильское урегулирование и, конечно же, ситуация в Сирии. Наконец, российская делегация сможет на месте проверить, есть ли шансы на разрядку кризиса вокруг Катара, ставшего чуть ли не самой крупной размолвкой между соседями на Аравийском полуострове и в арабском мире за последние годы.
    Эдуард Песов / РИА Новости

    Когда Сергей Лавров прилетал в Доху в  2015 году, катарцы с размахом принимали у себя министров иностранных дел стран-участниц  влиятельного регионального объединения - Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Однако с тех пор в Залив утекло немало воды, а соседи успели серьезно поссориться. Летом 2017-го с Катаром разорвали отношения Саудовская Аравия, а вслед за ней ОАЭ, Бахрейн, а также Египет. Поводом послужили проиранские заявления, приписанные катарскому правителю эмиру Тамиму Бен Хамаду Аль Тани. Однако эксперты признавали: корень противоречий лежит в давнем соперничестве династий Аль Тани и Аль Саудов - последних раздражают геополитические амбиции  и активность Катара. Ведь небольшой эмират с его третьими в мире запасами природного газа, финансовыми возможностями и информационным влиянием на 60-миллионную аудиторию в арабском мире через телеканал "Аль-Джазира" претендует на роль настоящей региональной державы. Особое недовольство и ревность Эр-Рияда вызвало размещение на катарской земле авиабазы США, а также приглашение в страну турецких военных. Каир же ставил в вину катарским властям покровительство "Братьям-мусульманам" (движение запрещено в РФ), преследуемым  египетской фемидой.

    Совершавший тогда поездку по странам Залива глава МИД РФ застал разгар кризиса и экономической блокады, устроенной Катару соседями. Впрочем, корреспондент "РГ" имела возможность убедиться, что с ее последствиями Дохе удалось довольно быстро справиться. Так, в местных гастрономах совершенно не ощущался дефицит, грозивший стране из-за продовольственного эмбарго, а также закрытия границ с Катарским полуостровом, который оказался отрезанным от Аравийского. Продукты с маркировкой из Ирана, Турции, Ливана, Марокко, Пакистана, Индии являли собой не только гастрономическую, но и политическую карту, демонстрировавшую крах политики изоляции. Рынки запестрели патриотичными призывами покупать "все катарское", а популярность молодого монарха Аль Тани (на тот момент ему было всего 37) взлетела до небес. Портреты эмира - от гигантских билбордов до маленьких "иконок" - встречались буквально на каждом шагу: в городских парках и интерьерах кафе, на стенах небоскребов и стеклах автомобилей, не говоря уже о сувенирах "с Тамимом".

    Роль посредника в смягчении кризиса полтора года назад взял на себя Кувейт,  однако эксперты "РГ" признают, что с тех пор примирения соседей не случилось, хотя о кризисе уже не говорят так много. Кстати, в декабре прошлого года СМИ сообщали о том, что король Саудовской Аравии Салман Бен Абдель Азиз Аль Сауд передал катарскому  эмиру личное приглашение на саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Но в итоге Доха отправила в Эр-Рияд госминистра по иностранным делам. "В 2011 году был запущен стратегический диалог между РФ и Советом - первое такое заседание прошло в Абу-Даби, а последний раунд состоялся в Москве в 2016 году. С тех пор совместные встречи не проводились: после кризиса вокруг Катара участники не готовы сидеть за одним столом", - отметил дипломатический источник "РГ". На Смоленской площади подтвердили, что во время рабочей поездки министр поднимет вопрос о том, что пришло время разморозить формат. Кроме того, Россия по-прежнему продвигает  давнюю инициативу по безопасности для региона, которая, как убеждены в дипведомстве, сейчас особенно актуальна. "Значительное внимание будет уделено вопросам продвижения в зоне Персидского залива объединительной повестки дня, ориентированной на выстраивание всеми расположенными здесь государствами системы коллективной безопасности, совместное реагирование на существующие вызовы и угрозы. Именно на таких принципах основана соответствующая российская  концепция, о которой пойдет речь в ходе предстоящих визитов Сергея Лаврова", - говорится в заявлении МИД.

    Пойдет речь и о возвращении в "арабскую семью" Сирии. В 2011 году, с началом гражданского конфликта в республике, многие страны Ближнего Востока разорвали с ней отношения, а членство Дамаска в Лиге арабских государств было приостановлено. Однако в последнее время все больше игроков проявляют интерес к возобновлению контактов с САР. Так, в декабре ее посетил президент Судана Омар Башир - первый из глав государств-членов ЛАГ за последние восемь лет. Тогда же Объединенные Арабские Эмираты вновь открыли в Сирии свое посольство.  Не исключено, что на предстоящем саммите Лиги, который  пройдет в Тунисе 31 марта, участники вынесут на повестку вопрос о восстановлении в правах Дамаска. По данным "РГ", Доха и Эр-Рияд пока занимают жесткие позиции. С другой стороны, и Катар, и Саудовская Аравия больше не настаивают публично на уходе сирийского президента Башара Асада в качестве предварительного условия мирного процесса. "Думаю, вопрос Асада стоит для Персидского залива уже не так остро. Куда больше тех же саудовцев волнует участие в сирийских делах шиитского Ирана - давнего геополитического противника и конкурента Эр-Рияда, - поделился с "РГ" руководитель научных исследований Института "Диалог цивилизаций" Алексей Малашенко. - И Саудовская Аравия, и Катар по-прежнему имеют влияние на определенные группы в Сирии. Думаю, визит министра будет во многом зондирующим, стороны обсудят, в том числе, перспективы политического урегулирования в Сирийской арабской республике, которые пока представляются весьма хрупкими. Конечно же, прозвучат заявления и о борьбе с "Исламским государством" (террористическая группировка запрещена в РФ - прим. "РГ")".

    "Сейчас в контексте Сирии серьезно нагнетается иранский вопрос, - отметил в беседе с "РГ" арабист, директор Института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко. - Сирийский конфликт находится во многом под влиянием внешних акторов, и определяющую роль в его развитии в ближайшее время будет играть противостояние Израиля и Ирана. А там, где происходит военное усиление Ирана,  можно ожидать и усиления Саудовской Аравии. Посетивший недавно Москву израильский премьер Беньямин Нетаньяху дал понять, что его страна готова к расширению военных действий в САР, если шиитские силы будут расширять влияние у северных рубежей Израиля. Так что можно сказать, что Израиль и Саудовская Аравия оказались по одну сторону антииранских баррикад. Война в Сирии не закончена, мы по-прежнему имеем там дело с целым комплексом проблем. В зоне Идлиба тлеет террористический очаг, другая часть страны контролируется курдскими формированиями, где-то действует "Хезболла". В этой связи нам как-то нужно разряжать обстановку, искать пути деэскалации, а для этого - проводить региональные консультации. Россия ищет диалога со всеми игроками, которые могли бы повлиять на ситуацию".  

    Поделиться