издается с 1879Купить журнал

Ее звали "швыбзиком"

Фрагменты из альбома великой княжны Анастасии, расстрелянной вместе со всей царской семьей в июле 1918 года, публикуются впервые

Принято считать, что Великая княжна Анастасия уничтожила все свои дневниковые записи в 1917 году. Однако в собрании Дворцовых библиотек Отдела рукописей Российской государственной библиотеки обнаружен альбом младшей дочери последнего российского императора, подаренный ей родителями в 1912 году, на день рождения.

450-страничный альбом - это прекрасно оформленное подарочное издание 1895 г. с подобранными на каждый день годового круга четверостишиями русской поэзии. По сотням страниц разбросаны записи и автографы Анастасии, ее друзей и знакомых, членов дружной царской семьи. Девочка начала писать сюда в день своего рождения, 5 июня 1912 г.1 Последние записи датируются ноябрем 1917 года. Через восемь месяцев последует кровавая бойня в подвале Ипатьевского дома...

Читатели "Родины" первыми знакомятся с фрагментами удивительного исторического документа.

Многие тайны альбома еще ждут своей разгадки. Немало тех, кто вносил в него записи, разделили участь царской семьи: Е.С. Боткин, А.В. Генрикова, А.С. Демидова, Е.С. Кобылинский, К.М. Битнер-Кобылинская, великий князь Павел Александрович, А.К. Шведов... Мы предполагаем, что в трудные времена лишений альбом служил Великой княжне помянником - по всем тем, с кем разлучила революция и кого она берегла в своем сердце.

Полный титул Анастасии Николаевны звучал как Её Императорское высочество Великая княжна российская Анастасия Николаевна Романова, однако в официальной речи ее называли по имени-отчеству. А дома - "маленькой, Настаськой, Настей, кубышкой" за небольшой рост (157 см) и кругленькую фигуру и "швыбзиком" - за подвижность и неистощимость в изобретении шалостей и проказ.

Из всех детей в семье российского императора она "выглядела менее всех "русской": темно-русые волосы, голубые глаза, как у Ольги и у отца, но чертами лица девочка очень напоминала свою гессенскую родню по материнской линии. Она совсем не застенчива, как сестры. Напротив, крайне прямолинейна даже со взрослыми. И обладает прекрасным чувством юмора, хорошо умея "развеселить всех и поднять всем настроение..."

Поэтическая составляющая альбома дает ясное представление о его роли в формировании личности младшей из Великих княжон. А тексты могут рассматриваться как хрестоматия, перелистывая которую Анастасия взрослела - играя училась и училась, играя. Именно о таком альбоме она мечтала, когда писала в 1910 году матери, императрице Александре Феодоровне:

"На мой день рождения я хотела бы получить игрушечные расчески [для своих кукол. - Авт.], машину для письма, икону Николая Чудотворца, какой-нибудь наряд, альбом для наклеивания с картинками, потом еще большую кровать, какая была у Марии в Крыму. Я хочу настоящую собаку, корзину для использованной бумаги, когда я пишу какую-нибудь книгу или что-то другое... Еще книгу, в которой можно писать небольшие пьесы для детей, которые можно представлять"1.

Мечта девочки сбылась. Альбом сохранил для потомков ее дыхание вместе с дыханием Времени.


1. X. Раппапорт, 2018, с. 204, со ссылкой на публ.: Титов, 1996, с. 28-45.

Скачать статью Татьяны Исаченко Неизвестный альбом-календарь великой княжны Анастасии Николаевны (1912-1917) в собрании дворцовых библиотек Российской государственной библиотеки