О новом законопроекте в Киеве заговорили после того, как год назад Конституционный суд признал недействительным ненавистный местным националистам закон "Об основах государственной языковой политики", предполагавший фактическое равноправие русского и украинского языков. Возникший правовой вакуум депутаты заполнили только украинским языком. Уже в первом чтении, осенью прошлого года, предполагался полный переход всех сфер жизни на мову, в первую очередь - в дошкольных, средних и высших учебных заведениях, в том числе на территориях компактного проживания национальных меньшинств. Только на украинском языке должны будут вестись культурно-массовые мероприятия, театральные представления, а также любые публичные мероприятия - конференции, симпозиумы, форумы.
Полностью украинизируется кинематограф - все фильмы должны сниматься на государственном языке, а если сценарий предполагает русскую речь - должны быть титры. К слову, титровать депутаты предложили и театральные постановки, но не пояснили, как это можно сделать технически. Для радио и телевидения вводится 90-процентная квота на украинский язык в эфире. Электронным СМИ, которые сегодня преимущественно русскоязычные, в том числе и откровенно русофобские, депутаты обяжут сделать украинскую версию, причем открываться она должна по умолчанию. То же требование распространяется и на сетевую торговлю, в том числе в мобильных приложениях. Украинский станет единственным языком в рекламе, а для издательств вводится правило - суммарный тираж на иностранных языках не должен превышать тираж на украинском. Полностью перейдет на мову украинское чиновничество - для них вводится обязательная сертификация на знание украинского, а также персонал магазинов, ресторанов, парикмахерских и иных заведений сервиса.
За нарушение закона, соблюдение которого будут блюсти "мовные инспекторы", вводятся различные штрафы - от 100 до 300 необлагаемых налогом минимумов. Попытки оспорить закон и нарушить монополию мовы в том или ином регионе приравниваются к посягательству на госстрой и целостность государства, что наказывается десятилетним тюремным заключением.
Законопроект был раскритикован с разных сторон. Так в том числе из-за него международная правозащитная организация Freedom House опустила Украину в своем рейтинге свобод. Он привел к очередному обострению в отношениях Киева и Будапешта, причем в этом споре венгерскую сторону недавно поддержал Вашингтон. И даже комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович рекомендовала Верховной раде не торопиться с его принятием до президентских выборов, чтобы "сбалансировать легитимную цель поддержки госязыка и обязанность защищать и поддерживать использование языков меньшинств и сохранять культурное разнообразие".