14.03.2019 00:01
    Поделиться

    Как нефтезаводы отреагируют на новые налоговые правила

    Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли не должно было отразиться на финансовых показателях добывающих компаний и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), однако инвесторам и самим компаниям могут спутать карты малопредсказуемые последствия применения демпфирующего (сглаживающего колебания топливных цен) механизма. Его конфигурация может, например, привести к тому, что не имеющие НПЗ нефтедобытчики столкнутся с ростом налоговой нагрузки.
    iStock

    Об этом говорится в исследовании рейтингового агентства "Эксперт РА", с которым ознакомилась "Российская газета". Построив модель типовой нефтедобывающей компании, НПЗ и вертикально интегрированной компании в европейской части России, эксперты проанализировали влияние изменений в налогообложении на EBITDA (этот финансовый параметр показывает, сколько денег компания способна генерировать до их распределения на выплату налогов, процентов, а также износа и амортизации; позволяет сравнить эффективность деятельности компаний). Макроусловия в модели стабильны: курс доллара - 67 рублей, баррель Brent - 62,5 доллара.

    Само по себе завершение налогового маневра (постепенное, в 2019-2024 годах обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с равноценным ростом НДПИ) нейтрально для нефтедобытчиков и НПЗ, которые получат компенсации за отмену "таможенного субсидирования" в виде обратного акциза на нефтяное сырье (таковых сейчас 98 процентов). Однако с учетом демпфирующего механизма, который, вопреки замыслу властей, может экономически стимулировать рост внутренних цен на топливо, маневр может повысить колебания денежных потоков НПЗ и снизить их предсказуемость, говорится в исследовании. Это, в свою очередь, способно заставить инвесторов задуматься о перспективах вложений в отрасль. Примечательно, что размер демпфера в начале каждого месяца неизвестен и самому НПЗ.

    Инвесторов могут смутить резкие колебания финансовых показателей нефтекомпаний

    Демпфер предполагает, что федеральный бюджет компенсирует заводам часть разницы между экспортной ценой топлива и условной оптовой ценой, прописанной в законе. Если экспортная цена ниже условной оптовой, то компенсация сменяется уплатой налога в бюджет, при этом демпфер работает, пока фактическая оптовая цена держится в десятипроцентном коридоре вокруг условной оптовой. Власти установили условную цену тонны Аи-92 на уровне 56 тысяч рублей, дизеля - на уровне 50 тысяч рублей, но позднее снизили планку на десятую часть. Половину этого снижения нефтяники возместят через уплату повышенного НДПИ.

    "Платежи по демпферу способны менять свой знак, ведя себя скачкообразно при минимальных колебаниях параметров его расчета, что осложняет прогнозирование потоков НПЗ, - пишет "Эксперт РА". - Для нефтедобывающих компаний (в том числе не имеющих перерабатывающих мощностей) действие демпфера может привести к снижению EBITDA на три процента. Риски, связанные с демпфирующим механизмом, могут быть нивелированы его отменой в 2020 году и установлением режима плавающего акциза на топливо, что зависит от того, будет ли найден компромисс между позициями минэнерго и минфина".

    Таким образом, демпфер способен существенно влиять на финансовые показатели компаний. При этом вступление с 2019 года в силу проекта на налогообложению добавленного дохода (НДД) предоставит нефтедобытчикам возможность оптимизировать налоговую нагрузку по некоторым группам месторождений.

    Поделиться