14.03.2019 19:08
    Поделиться

    Самая масштабная выставка года откроется в Третьяковской галерее 16 марта

    16 марта в Третьяковке открывается самая масштабная выставка года
    Третьяковская галерея отмечает 175-летие Ильи Ефимовича Репина мощной ретроспективой мастера, куратором которой стала Татьяна Юденкова. Практический весь полувековой творческий путь "Самсона русской живописи" (как назвал Репина Стасов) будет представлен в трехстах живописных и графических работах из 28 музеев (в том числе семи зарубежных) и семи частных собраний. Генеральным спонсором выставки стал Банк ВТБ.
    Сергей Куксин/ РГ

    Кроме хрестоматийных работ "Бурлаки на Волге", "Не ждали", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", обещают раритеты, в том числе из музеев Белоруссии, Финляндии, Чехии. Из Русского музея привезли эпохальное "Торжественное заседание Государственного совета…", для которого в Москве делали на заказ раму. Среди участников проекта также ГМИИ им. А.С. Пушкина, Исторический музей, московский музей Л.Н. Толстого и музей-усадьба "Ясная Поляна", музей-усадьба И.Е. Репина "Пенаты", Финская национальная галерея; Художественный музей Атенеум, Хельсинки; Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск; Художественное собрание Пражского града; Художественный фонд Гёста Серлакиуса, Мянття; Национальная галерея Праги; Галерея современного искусства в Градец-Кралове (Чехия).

    На "Деловом завтраке" в "РГ" директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала, почему Репин и в ХХI веке остается нашим современником, вокруг работ которого кипят страсти.

    Музеи - не голливудская студия

    Русский музей выпустил сумку, дождевик, футболку с изображением картины Куинджи "Ай-Петри. Крым", которая была украдена во время выставки в Третьяковской галерее и, к счастью, найдена. У вас случайно нет намерений сделать аналогичный сувенирный набор, но по мотивам картины "Иван Грозный и сын его Иван", поврежденной вандалом, которой не будет на этой выставке?

    Зельфира Трегулова: Вы готовы, открывая утром холодильник, встретить на магнитике взгляд Ивана Грозного с картины Репина? Сумочка с посохом грозного царя тоже, боюсь, может не найти поклонников. Но, конечно, традиционно к каждой выставке мы создаем линейку сувениров. Выставка Репина - не исключение. Правда, вдохновение авторы сувениров искали в других произведениях мастера.

    Если серьезно, то маркетинг и производство сувениров - важная составляющая нашей работы. Мы выделили большое пространство для книжного магазина в Новой Третьяковке. Модернизировали и полностью поменяли оборудование и архитектуру всех музейных магазинов в здании в Лаврушинском переулке. Они стали существенной статьей дохода.

    Сколь существенной?

    Зельфира Трегулова: Только магазин на Крымском Валу приносит нам 400-500 тысяч рублей ежедневно во время проведения крупных выставок.

    Вам скажут, что вы печатный станок поставили…

    Зельфира Трегулова: Отнюдь. Это результат огромных усилий и немалых денег, вложенных в оборудование, подбор кадров, выработку маркетинговой стратегии.

    Вы упоминали, что 68 процентов годового бюджета Третьяковской галереи составляют средства не из госбюджета, а привлеченные и заработанные. Какую долю в этих процентах занимают доходы от продажи билетов?

    Зельфира Трегулова: Это зависит от посещаемости музея. Максимальный приток зрителей дают большие выставки или выставки, пользующиеся популярностью. Например, выставку Куинджи не назовешь очень большой, хотя 170 произведений - совсем немало. Но ее увидели 385 тысяч человек. Это рекорд посещаемости, если говорить о выставках в Инженерном корпусе. Для сравнения: на блистательный, на мой взгляд, проект "Некто 1917" пришло, если мне не изменяет память, 86 тысяч человек. Причем проект был более дорогостоящим, чем выставка Куинджи.

    Я к тому, что далеко не всегда качество работы музейщиков определяется количеством проданных билетов. Вопреки распространенному мнению музеи не просто гоняются за популярностью, создавая блокбастеры. Если бы это было так, то можно было бы делать каждые три года выставки Шагала, Куинджи, Айвазовского и в ус не дуть. Музей, готовя один-два проекта, как бы обреченных на успех, одновременно работает над выставками, которые никогда не сделают кассу, но которые очень важны для понимания истории и современного искусства. А уж как работать со зрителем, как продвигать эти проекты - другой вопрос. Например, на выставку Ильи и Эмилии Кабаковых "В будущее возьмут не всех" только в Новой Третьяковке пришли 112 тысяч человек. Еще десять лет назад эта цифра была бы немыслима для выставки современного живущего художника в нашем музее. Напомню, что выставка Кабаковых, показанная также в галерее Тейт Модерн, в Государственном Эрмитаже, получила приз "The Art Newspaper Russia" как лучший выставочный проект года.

    Если бы музеи просто гонялись за популярностью, то можно было бы делать каждые три года выставки Шагала, Куинджи, Айвазовского и в ус не дуть

    Судя по тому, что ретроспектива Ильи Репина расположилась на трех этажах, как когда-то выставка Валентина Серова, и по тому, что она будет работать пять месяцев, как некогда выставка Исаака Левитана, вы относите ее к "обреченным на успех"?

    Зельфира Трегулова: Нам бы хотелось, чтобы это было так. Но я бы не опережала события. Репин - это не "отрадная" живопись Серова и не впечатляющие морские пейзажи Айвазовского. Эта выставка потребует серьезной внутренней работы от каждого посетителя. Мы предлагаем сложный полифонический взгляд на этого художника.

    Что касается "блокбастера", то музей - не голливудская студия. У нас, если вы заметили, разные задачи. Как бы то ни было, доход, количество упоминаний в прессе - не цель, а следствие. Разумеется, музей выбирает интересные имена и значимых для истории отечественного искусства мастеров. Но мы начинаем работать над выставкой, только если есть новое понимание творчества мастера или определенного периода в истории искусства… Репина мы показываем как художника очень сложного и невероятно актуального.

    Отказаться от снобизма не поздно

    Илья Ефимович, при всем уважении к нему, все же "классик на полке", если воспользоваться определением Александра Бенуа. Слегка запыленный классик.

    Зельфира Трегулова: Мы надеемся эту пыль стереть. Я сама принадлежу к поколению, которому в советское время искусство Репина навязывалось как художественная истина в последней инстанции, как воплощение реализма, на повестке дня которого были социальные задачи. В 1970-е годы, когда я училась в МГУ на отделении истории искусств, а потом в аспирантуре, Репин нам был неинтересен. Были интересны Серов (кстати, ученик Репина), Врубель, "Мир искусства". Может быть, "Бубновый валет". Больше мы, увы, ничего не знали. На все искусство авангарда отводилось полтора академических часа. Никаких книг об авангарде не было. И только благодаря почти тайному походу с нашим преподавателем Михаилом Михайловичем Алленовым в запасники Третьяковской галереи мы могли видеть произведения Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Ольги Розановой… В учебниках этих имен не было. Это сегодня произведения художников русского авангарда составляют основу постоянной экспозиции "Искусство XX века" в Новой Третьяковке, они невероятно востребованы на зарубежных выставках. А тогда передвижники были "наше все".

    При этом и тогда было понятно, что Репин - художник милостью Божьей. Но казалось, что он наступает на горло собственной песне, чтобы откликнуться "на злобу дня".

    Да, но спор о Репине не сегодня начался, и даже не после революции. Он начался со спора художников "Мира искусства" со Стасовым и передвижниками…

    Зельфира Трегулова: Если вы мне сегодня зададите вопрос, кого я предпочитаю: Репина или "мирискусников", я, ни секунды не задумываясь, отвечу, что, конечно же, Репина.

    А если Репина и Ларионова?

    Зельфира Трегулова: Это слишком разные вещи. Мы не можем сравнивать художников, которые воплощали две совершенно разные исторические эпохи, абсолютно разные периоды в истории искусства.

    Сегодня удивительно удачный момент для того, чтобы увидеть творчество Репина свежим взглядом. Мы можем дистанцироваться и от стереотипов советского времени, и от баталий Серебряного века, в которых отбрасывалось искусство передвижников и Репина заодно. Никогда не поздно отказываться от снобизма.

    Картина маслом

    На сайте Третьяковской галереи, где открыта предварительная продажа билетов на выставку Ильи Репина, посетителей встречает картина "Не ждали". Кураторы ее выбрали, чтобы подчеркнуть неожиданность обращения к фигуре Репина или неожиданность новой трактовки его творчества?

    Зельфира Трегулова: Вы предпочли бы жизнерадостных "Запорожцев…" или "Крестный ход в Курской губернии"? Они, конечно, будут на выставке.

    Эти картины среди знаковых…

    Зельфира Трегулова: "Не ждали" - также важнейшее произведение для отечественного искусства. Современники видели в этой работе вариацию на тему "Возвращение блудного сына" и отсылку к "Явлению Мессии народу". Картина входила в "народовольческий цикл" Репина, в который включают полотна "Перед исповедью", "Арест пропагандиста" и "Сходка". На выставке мы показываем их все вместе, а рядом - этюд головы Христа, несколько лет назад обнаруженный нашими сотрудниками в собрании Нижегородского художественного музея и введенный в научный оборот.

    "Не ждали", "Перед исповедью" и этюд головы Христа были показаны рядом, на одной стене, на выставке "Русский путь. От Дионисия до Малевича", только что закрывшейся в музеях Ватикана. Я водила по этой выставке разных людей. В том числе и Папу Римского Франциска. Так вот, когда я подводила зрителей к этим работам Репина, каждый говорил: "Это же одно лицо!" Сходство центрального героя картины "Не ждали" и узника на полотне "Перед исповедью" с этюдом головы Христа бросается в глаза. Эти работы созданы в одни и те же годы- с 1881 по 1884 год.

    Иначе говоря, в основе таких картин, как "Не ждали", лежит опыт мирового искусства, говорившего о самом важном для человечества через призму евангельских сюжетов, аллюзий и отсылок к ним. Репин - часть этой традиции. Мы не изобретаем велосипед. Мы возвращаемся к тому, что видели в его работах современники.

    Они видели, что образ страдающего Христа - это образ революционера.

    Зельфира Трегулова: А большевик в одноименной картине 1918 года - образ мародера, отнимающего хлеб у ребенка. Мы показывали это полотно на выставке "Некто 1917".

    Означает ли это, что тема острой социальной критики в творчестве художника останется на его выставке невостребованной?

    Зельфира Трегулова: Творчество Репина не сводимо ни к однозначным символам, ни к карикатуре. Даже если речь идет о "Крестном ходе в Курской губернии", одном из самых сложных и противоречивых произведений Репина! Можно вспомнить, как Павел Михайлович Третьяков, святой души человек, увидев эту картину, оплатив ее (она была куплена еще до завершения), попросил Репина заменить центральную фигуру на полотне. Вместо заплывшей жиром барыньки, которая несет икону в золотом окладе, написать благообразную, исполненную верой красивую девушку. На что Репин, естественно, не пошел. И правильно сделал. Третьяков, заметим, выбор художника принял - не отказался от картины.

    Репин словно ставит зеркало у дороги, которое позволяет обществу увидеть себя со стороны, чтобы побудить его меняться. В сущности, примерно то же делают Гоголь, Достоевский, Толстой…

    Но при этом его отношения с писателями весьма непростые. Тургенев, например, из-за Репина ссорится со Стасовым. Для него, как и для Полины Виардо, выдающийся художник вовсе не Репин, а Харламов, которого сегодня не всякий историк русского искусства и знает.

    Зельфира Трегулова: Могу предположить, что семейство Виардо ориентировалось на французский салон, поэтому для них Харламов был, конечно, ближе, чем Репин. Как бы то ни было, их художественный вкус остался их частным выбором, не имевшим особого отношения к тому, "кого возьмут в будущее".

    Три этажа в Новой Третьяковке картин и рисунков Репина зрителям по силам выдержать?

    Зельфира Трегулова: Чтобы аргументированно представить наше новое понимание художника, нам нужны были работы из разных собраний. "Этюд головы Христа" из Нижегородского музея, или поздние вещи из Чехии. Или совершенно блистательный автопортрет 1915 года, с палитрой, привязанной к поясу: когда у художника начались проблемы с правой рукой, он стал писать левой.

    Благодаря Илье Ефимовичу мы имеем уникальный портретный ряд деятелей русской культуры. Но он умел быть беспощадным не только к себе, но и к Мусоргскому, например…

    Зельфира Трегулова: Я бы не сказала, что это беспощадность. Отношение Репина к своим моделям - это отдельная история. Думаю, его взгляд на человека был менее жестким, чем взгляд Серова. У него нет ни одного портрета, который можно было бы сравнить, например с портретом графини Орловой, написанным Серовым именно что беспощадно.

    Что касается портрета Мусоргского, то портрет писался в госпитале накануне смерти композитора. Мусоргский понимал, что уходит из жизни. Репин это тоже понимал. Мне кажется, что этот портрет исполнен невероятного сочувствия, сопереживания. И доверия. Художник и модель абсолютно откровенны. Мусоргский не пытается "соответствовать" жанру, а Репин создает не жанровую сцену "в больнице", не камерный портрет, а пронзительный мощный образ композитора. Величественный вопреки всему: измученному виду, видавшему виды халату и непрезентабельной обстановке…

    Смелость, почти как у мастеров "лондонской школы" …

    Зельфира Трегулова: Конечно. Сейчас, когда мы видим в ГМИИ им. А.С. Пушкина выставку из Галереи Тейт, это сравнение напрашивается. Я очень рада, что в Москву привезли эту выставку. Она показывает, что современное искусство может быть фигуративным и при этом невероятно актуальным и сильным.

    Но если говорить о портретах Репина, то больше всего меня поразил портрет Льва Николаевича из музея Толстого в Москве, написанный за несколько месяцев до смерти писателя.

    Крестный ход в дубовом лесу

    Репин - это наше все, но при этом мы покупаем билеты в Вену и летим на выставку Брейгеля. Прилетят ли к нам на выставку Репина?

    Зельфира Трегулова: К сожалению, русская живопись несравнимо меньше известна, чем русская литература.

    Но работы Репина есть в зарубежных музеях.

    Зельфира Трегулова: Конечно. Поскольку Репин жил в Куоккале, много его работ есть в Финляндии. Мы привезли работы из трех финских музеев. В Чехии есть очень интересные работы Репина, поскольку в 1930-е президент страны был большим поклонником художника. Три чешских музея дали картины на выставку, в том числе и важнейшую - "Крестный ход в дубовом лесу". Она была начата после "Крестного хода в Курской губернии" и закончена уже в Куоккале.

    К сожалению, из-за ситуации с библиотекой Шнеерсона мы не получили на выставку ни блистательный портрет Гаршина из собрания Метрополитен-музея, ни невероятная поздняя "Голгофа" из музея Принстонского университета.

    Но в этом году после нашей выставки и выставки в Русском музее ретроспектива Репина будет показана в Пти-Пале в Париже, а потом в музее Атенеум в Хельсинки.

    Сегодня удивительно удачный момент для того, чтобы увидеть творчество Репина свежим взглядом

    Не было соблазна создать общую кураторскую команду? Так, как это было на выставке Ильи и Эмилии Кабаковых "В будущее возьмут не всех"?

    Зельфира Трегулова: Состав зарубежных выставок мы формируем вместе с коллегами из Пти-Пале и музея Атенеум. Понятно, что "Торжественное заседание Государственного совета..." после путешествия из Петербурга в Москву и обратно, будет отдыхать дома. Из региональных музеев мы берем только важнейшие вещи, например "Портрет дочери Нади" из Саратовского художественного музея.

    31 марта закрывается ЦДХ. Здание на Крымском Валу готовится к закрытию на реконструкцию. До закрытия будут ли какие-то выставки на площадках бывшего ЦДХ?

    Зельфира Трегулова: Мы получаем здание, в котором нет соответствующей современным требованиям охранной сигнализации, противопожарной сигнализации, всего того, что в соответствии с инструкциями министерства культуры должно быть в музейном пространстве, принимающем большое количество зрителей. Поэтому сейчас основная задача - оборудовать эту часть здание всем тем, что в нем должно быть, прежде чем мы пустим первых посетителей. Но для начала нужно найти на это спонсорские деньги. Вот этим сейчас и занимаемся, и это абсолютный приоритет.

    В Самаре фабрику-кухню, памятник конструктивизма 1932 года, который предназначался для филиала ГЦСИ, передали Третьяковской галерее по вашей просьбе. Реставрационные работы, на которые выделен 1 млрд рублей, должны завершиться в 2020-2021 году. Как Третьяковская галерея планирует использовать эту площадку в Самаре?

    Зельфира Трегулова: Будем показывать искусство ХХ века и современное искусство.

    Министерство культуры подтвердило на днях, что ведутся переговоры о возможном объединении ГЦСИ и ГМИИ им. А.С. Пушкина. В ГЦСИ было хорошее собрание современного отечественного искусства. Не поступали предложения объединить ГЦСИ и Третьяковскую галерею?

    Зельфира Трегулова: Нет. У нас уже есть филиалы во Владивостоке, Калининграде, Самаре.

    Проект "Картины Репина. Все ждали"

    Во второй половине апреля в "Российской газете" при поддержке Банка ВТБ пройдет цикл лекций, посвященный выставке Ильи Репина. Узнать о лекциях и зарегистрироваться на них можно будет в группе "Российской газеты" в Facebook. Следите за анонсами.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться