Итальянский вариант этой постановки Кончаловского показывали еще летом 2018 года на театральном фестивале в Неаполе. Главные роли тогда исполняли Юлия Высоцкая и актер Федерико Ванни, который раннее участвовал в спектаклях Кончаловского "Укрощение строптивой" (2013) и "Эдип в Колоне" (2014). В московской версии "Сцены из супружеской жизни" в похожих декорациях, как и в Неаполе, играют Юлия Высоцкая и - Александр Домогаров. "Это сцены из российской супружеской жизни времен перестройки, - пояснил Андрей Кончаловский. - Безусловно, происходит некий сдвиг в интерпретации национальных характеров. Но уникальность великих произведений в том, что они универсальны. Текст Бергмана позволяет делать транспонирование. И я перенес тему отношений мужчины и женщины в русскую жизнь середины 1990-х".
От Бергмана там, по сути, осталась только канва сюжета. Шесть сцен, шесть фрагментов двадцатилетней совместной жизни Марианны и Йохана с разводом в середине, невероятной духовной и телесной близостью в конце и бездонной глубиной отношений - крупным планом - на протяжении всей жизни героев (как совместной, так и раздельной), в переписанной российской версии превратились в бытовые сюжеты из будней Марины и Ивана. В духе новой драмы с ностальгией по ушедшему переломному дню. Когда терапевтический азарт покупки платья во времена первичного преодоления дефицита ("сначала схватила за бешеные деньги, потом так пожалела!") или очарование ночных походов к холодильнику выглядят гораздо убедительнее, чем визиты к психоаналитику в поисках потерянного или растерянного я. "Я люблю жизнь, и я буду наслаждаться. Я не сижу тут, сопли не распускаю", - понятно, что эти тексты в лоб - уже не шведская бергмановская история. Отечественная, с рефлексиями на тему роли личности челноков в Турцию и их глобальном коммерческом влиянии на семейные отношения.
В Италии Миланка и Джованни по Кончаловскому играли про то, что "любовь - это вообще-то принятие всех недостатков", и настоящая любовь возникает именно тогда, когда человек понимает, что недостатки партнера менее важны, чем его достоинства.
В Москве третьим полноправным партнером Марины и Ивана сделали время - на фоне распада СССР история крушения семьи, по замыслам, должна была бы выглядеть еще более остро драматично. "В 90-е годы у нас в стране все было предельно обострено, и человек, оставшийся один, без чьей-либо поддержки, переживал настоящую катастрофу, - считает Юлия Высоцкая. - Моих героинь объединяет женское восприятие жизни и любви - это восприятие одинаково и у шведки в оригинале Бергмана, и у итальянки, которую я тоже играла, и у русской героини. Точно так же общие проблемы возникают у людей, которые поженились, а потом разбежались, но в какой-то момент осознали, что на самом деле являются двумя половинками одного целого. Разница же у постановок - в манере, в характерности и, конечно, в предлагаемых обстоятельствах".
Опыт пересадки бергмановских героев из шведских реалий на новую почву - не первый и не последний. Здесь уместно будет вспомнить, что "Сцены из супружеской жизни" посмотрело больше зрителей, чем любую другую работу Бергмана, и не счесть, сколько людей оказалось под влиянием этого фильма и вдохновилось им. Дэвид Джейкобс, создатель сериала "Даллас", говорил, что вначале задумывал американскую версию "Сцен из супружеской жизни", и только когда его начальство на "Си-би-эс" потребовало, что нужно снять что-нибудь про богатство, американские аналоги Йохана и Марианны занялись нефтяным бизнесом. Есть и "Мужья и жены" Вуди Аллена - и здесь уже многие отмечают более заметное сходство.
Среди шедевров Бергмана "Сцены из супружеской жизни" занимают уникальное место; вдобавок это единственный из его фильмов, переделанный для театра. В 1981 году Бергман лично поставил спектакль в мюнхенском театре Маршталл, открыв счет многочисленным постановкам "Сцен..." по всему миру, - его примеру последовали и многие другие режиссеры.
Персонажи "Сцен..." у Бергмана появятся вновь. Позднее. В его последнем телевизионном фильме "Сарабанда" Йохана и Марианну мы встретим сильно постаревшими... После премьеры пресса будет осаждать Бергмана, пытаясь выяснить, намерен ли он дальше снимать продолжение. "Никогда", - ответит Бергман.
Но другие таких клятв не давали. Реинкарнация продолжается. Только под прицелами телекамер теперь - Кончаловский; российская история шведских "Сцен из супружеской жизни" начала свой отсчет.