19.03.2019 20:15
    Поделиться

    Автономные машины пока далеки от совершенства

    На полигоне Испытательного центра НАМИ в подмосковном Дмитрове завершились первые квалификационные заезды беспилотных автомобилей в экстремальных климатических условиях.
    Ирина Фурсова

    Технологические конкурсы Up Great - это новый для России формат открытых инженерных состязаний, в которых командам предлагается найти прорывные решения сложнейших технологических задач глобального масштаба. Проект инициирован Российской венчурной компанией, Фондом "Сколково" и Агентством стратегических инициатив в июле 2018 года. Первая серия конкурсов нацелена на поиск прорывных решений в сфере развития беспилотного транспорта (Up Great "Зимний город") и водородной энергетики (Up Great "Первый элемент. Воздух" и Up Great "Первый элемент. Земля").

    Состязания созданы по образцу престижных международных конкурсов XPRIZE, DARPA Grand Challenge и др. Участникам предлагается справиться со сложнейшими технологическими задачами, которые в мире пока решения не имеют. Команда-победитель, преодолевшая мировой технологический барьер, получает крупный денежный приз за демонстрацию понятного и повторяемого решения конкурсного задания перед экспертами, жюри и общественностью. Призовой фонд трех конкурсов составляет 375 миллионов рублей. А участниками являются российские и зарубежные инженерные команды, инновационные компании, научные организации и вузы. Соревнования проходят в рамках Национальной технологической инициативы, программы обеспечения глобального технологического лидерства российских компаний.

    Конкурс Up Great "Зимний город" направлен на создание беспилотного автомобиля, способного передвигаться в экстремальных климатических условиях в городе при отсутствии дорожной разметки, низкой видимости и наличии дорожного трафика. Скорость и уровень безопасности при этом должны быть как у среднестатистического водителя.

    В квалификационных испытаниях "Зимнего города" приняли участие 13 команд из десяти российских городов: технологические компании в сфере робототехники и машинного зрения, а также разработчики ведущих российских вузов. Беспилотным транспортным средствам (БПТС) команд-участниц предстояло выполнить серию заданий, которые тестировали способность автомобилей адекватно распознавать и реагировать на дорожные ситуации в сложных погодных условиях, при плохой разметке, низкой видимости дорожных знаков, наледи и снежных заносах. Кстати, изначально команд было около 30, но не все были допущены до реальных заездов.

    Электронные мозги не способны следить за сигналом светофора пересекаемой проезжей части

    Среди заданий квалификационного этапа - объезд препятствий, движение в пробке, проезд регулируемого и нерегулируемого перекрестка, поворот налево, парковка и др. На полигоне были искусственно сымитированы условия реальной городской среды: воссозданы движения - в том числе нелогичные и хаотичные - пешеходов и других автомобилей, пробка, дорожные работы.

    "В конкурсе "Зимний город", - объяснил заместитель гендиректора - директор по развитию инновационной инфраструктуры, член правления "РВК" Михаил Антонов, - команды соревнуются не друг с другом. Их задача - преодолеть технологический барьер. В данном случае выполнить хотя бы четыре задания из восьми за определенное время".

    "В перспективу беспилотных транспортных средств кто-то не верит, кто-то, наоборот, верит, а кто-то мечтой об автономном движении живет. Хорошо быть беспилотником в Калифорнии или в Израиле на идеальной дороге при идеальных погодных условиях, - полушутя заметил директор департамента развития и продвижения технологических конкурсов и инициатив Фонда "Сколково" Вячеслав Гершов, - а ты попробуй выполнить все тестовые задания в условиях русской зимы"!

    От себя добавим: и в окружении безбашенных российских пешеходов, бросающихся под колеса, и не менее безбашенных автомобилистов, играющих на дороге в шашечки, внезапно подрезающих и не менее внезапно тормозящих!

    Поглазеть на квалификационные заезды в один из дней организаторы позвали журналистскую братию. Надо сказать, что наблюдать за движением автомобилей, в кабине которых нет шофера, занятие интересное. Сразу вспоминаются собственные попытки проехать по дороге на следующий день после получения водительского удостоверения. Да, бесконечно прав был руководитель Центра испытаний ФГУП "НАМИ" Денис Загарин: "то, что вы увидите здесь сегодня - это пока детский сад"…

    Увы, не у всех команд симбиоз инженерной части (собственно автомобиля) и программного обеспечения оказался безупречным. KIA Rio Московского политеха, выступающего, впрочем, вне конкурсной программы, после команды "старт" судорожно дернулась и вообще никуда не поехала. Золотистый электробус "ГАЗель NEXT" от столичной команды BaseTracK благополучно проехал на запрещающий сигнал светофора на первом же задании. Второй голубенький электробус "ГАЗель NEXT" команды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева вроде бы прошел дистанцию без досадных ляпов, за которые обычный водитель лишился бы прав.

    375 миллионов рублей составляет призовой фонд трех технологических конкурсов

    Но. При включении на светофоре разрешающего сигнала он тронулся с места лишь через 4,8 секунды - в реальных условиях другие водители ему бы оббибикались! Ну не способны электронные мозги, когда машина стоит у стоп-линии, следить за сигналом светофора пересекаемой проезжей части и трогаться с места одновременно с включением зеленого! А при движении в пробке, сымитированной на перекресте с круговым движением, электробус останавливался слишком далеко от впереди стоящей машины: это значит, что в пустое пространство постоянно будут втискиваться другие автомобили, тем самым только усугубляя пробку. Конечно, виноваты в таком поведении на дороге не сами автомобили, а их мозги. Но пока можно сделать вывод, что в нынешнем виде БПТС, даже неукоснительно соблюдая Правила дорожного движения, в реальных условиях будут только бесить других водителей.

    Но так или иначе, в финал конкурса "Зимний город", который состоится в декабре, однозначно пробилось 5 команд - МАДИ, НГТУ, Starline, BaseTrack и АВТО-РТК. Первые три выполнили по 7 заданий, остальные по четыре. Команда Иннотим безоговорочно прошла 2 задания, но корректность выполнения еще двух будет дополнительно рассмотрена жюри. CVLRobotics не смогли стартовать из-за сбоев в системе позиционирования БПТС. За оставшееся время финалистам предстоит довести свои БПТС до ума. Ведь в декабре их машины должны будут проехать в автономном режиме по чек-пойнтам полигона длиной 50 километров быстрее чем за три часа, самостоятельно прокладывая маршрут с учетом наличия на полигоне других транспортных средств, соблюдая Правила дорожного движения и не провоцируя других участников на нарушения. Команда, чье БПТС сделает это быстрее и безупречнее всех, получит 175 миллионов рублей.

    Поделиться