В Екатеринбурге украсили занавес театра картиной классика-авангардиста

Весну в Екатеринбурге Урал Опера Балет встречает переименованным и в новой одежде сцены: впервые в России занавес украсила картина отечественного классика-авангардиста.
Татьяна Андреева

В канун 105-го дня рождения театр изменил несколько громоздкое название "Екатеринбургский театр оперы и балета" на более динамичное и энергичное и соответственно "переоделся". Списали старый бархатный занавес, честно отслуживший 36 лет. На новом сияет солнце, качаются пальмы, мчится всадник и заходятся лаем собаки: это почти 200-метровая увеличенная репродукция полотна "Улица в провинции" классика русского авангарда Михаила Ларионова из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ).

- Неожиданно и дерзко, но к месту, - поделилась впечатлениями с "РГ" зритель Ольга Макарова. - Никакого противоречия с лепниной, бархатными креслами и хрустальными люстрами. Как, помните, в сказке про Буратино: кажется, что за новым занавесом скрывается что-то волшебное.

- Это соответствует нашей идеологии, - объясняет Андрей Шишкин, директор Урал Оперы. - Помимо классических спектаклей, которыми мы гордимся, в театре стали появляться смелые балетные и оперные премьеры.

Старый бархатный занавес отслужил 36 лет. На новом -  почти 200-метровая репродукция полотна "Улица в провин-ции" классика русского авангарда

В "дерзком" оформлении театр, надо заметить, продолжает более чем вековую традицию и одновременно следует передовым тенденциям. Александр Головин, автор одного из самых знаменитых российских занавесов (в Мариинском театре с 1914 года), считал, что занавес - не продолжение архитектуры, а преграда между залом и сценой, выделяющая место действия. С конца прошлого века в Венском театре эту преграду площадью 176 квадратных метров превратили в "арену" современного искусства: каждый сезон ее расписывает выдающийся художник современности.

- Зачинатель авангарда Ларионов - не случайная для театра фигура, он работал сценографом, либреттистом, а однажды даже хореографом. Когда в 1912-м в Екатеринбурге открылся оперный театр, художник вполне мог бы сюда приехать и оформить занавес, - рассуждает Богдан Королек, помощник руководителя балета.

- Художественная ценность полотна в том, что оно обозначило первые шаги русского авангарда и многое предопределило в его развитии, - отмечает Зоя Таюрова, заместитель директора ЕМИИ. - Весьма радует, что занавес академического театра способствует продвижению этого маленького шедевра Ларионова, как раз остро чувствовавшего несоответствие академической живописной традиции духу своего времени.

Размер оригинала - всего 48х65 сантиметров. ЕМИИ передал Урал Опере юридические права на использование репродукций в рекламной продукции, так что всаднику суждена долгая дорога.

- Театр - это не аксессуар прошлого, - уверен Вячеслав Самодуров, художественный руководитель балета. - Театр - это настоящее и, главное, будущее.