19.03.2019 16:00
    Поделиться

    Шестидесятники поделились воспоминаниями о Марлене Хуциеве

    Шестидесятники поделились с "РГ" воспоминаниями о выдающемся коллеге и товарище Марлене Хуциеве. Советский и российский кинорежиссер скончался в Москве на 94-м году жизни.

    Александр Митта, кинорежиссер:

    - Мы с Марленом дружили всю жизнь, я всю жизнь смотрел на него с радостью и благодарностью. Он был для нас не учителем, а первооткрывателем. Вместе мы и работали и дружили - и вообще, как бы сказать - кучковались, и в работе, и по жизни. Мы собирались у Марлена на квартире в Подсосенском, общались, советовались, обсуждали идеи. Вася Шукшин у него снимался в "Два Федора", Андрей Тарковский был у него на практике на Одесской киностудии, когда Марлен снимал это кино, и я помню, как мы все вместе мотались в Одессу…

    Марлен повлиял на всех нас. "Весна на Заречной улице" сейчас кажется совершенно обычной картиной, а тогда она была очень "свежей" - там было много настроения, воздуха, атмосферы, живого, а не схематичного общения. Киноязык "Заставы Ильича" - был просто ошеломляюще нов. Я помню, Вайда приезжал в Москву смотреть рабочий материал картины, потом мы сидели в кафе и Анджей говорил, что теперь не может снимать, как раньше.

    Мы с Марленом, кстати, снимали и друг друга. Бегу я как-то по коридору Мосфильма, весь в своих мыслях, встречаю Марлена - слушай, говорит, я тут в новом фильме придумал героя похожего на тебя - и никто его сыграть не может! Может, поможешь?

    Я прибежал на пробы, быстро что-то наговорил и побежал по своим делам. А меня худсовет взял и утвердил! Пришлось запланированную экспедицию отложить - и я сыграл в "Июльском дожде" пародию на себя, такого активного чудака Владика. А Марлен у меня потом сыграл князя в "Гори, гори  моя звезда".

    Зоя  Богуславская, писатель:

    - Есть имена в нашей культуре, с которыми связано не просто ими сочиненное, сделанное, построенное, но целые пласты в жизни поколений. У меня с Хуциева начинается "шестидесятничество". Слыша это слово, я сразу вспоминаю "Заставу Ильича", про которую мы в 64-м вдруг узнали - что это нечто необыкновенное! Обегали кинотеатры - его нигде не показывают. Нашли в дальнем клубе, бежим, смотрим - в ошеломлении... Хуциев всю жизнь был последовательно верным себе. Ни в кадре, ни в слове ни разу не солгавшим и не пытавшимся подстраиваться. А вы помните стихотворение Вознесенского ко дню рождения Хуциева в 1976-м? Вот эти строки: "Марлен Мартыныч, Марлен Монтирович, Арестовавыч Картиныч, как лист сутулыч, как лист осенний, летишь, христовыч, на свой чердак. Тел в твое время не арестовывали - душе впаяли четвертак!"

    Марлен ушел, как ушла эпоха. Но его кино оставило в нас след, который никогда не затопчется.

    Марианна Вертинская, актриса:

    - Ушел из жизни человек высокой чести, порядочности и таланта. Нежный, поэтичный - вы просто пересмотрите "Весну на Заречной улице", "Два Федора", "Июльский дождь", "Застава Ильича". От работы в "Заставе…" вместе с ним у меня осталась огромная радость и благодарность, все три года, что мы снимали, он учил меня профессии, и это была для меня настоящая школа. И знаете, я рада за Марлена Мартыновича. Он прожил очень долгую и яркую жизнь, ушел в полном сознании и земля ему, думаю, будет пухом.

    Александр Бородянский, киносценарист:

    - Марлен - один из главных людей в мире кино, с которыми я общался. Один из самых неожиданных. На площадке мы встретились в 2000-х, на съемках "Невечерней", но не как режиссер со сценаристом - а как актер с режиссером.

    До того я думал, что для Марлена самое важное - чтоб в кино все было, как в жизни. Но это было ровно до того момента, как я узнал, что мне уготована роль сына Толстого. Причем, не старшего, как я думал, а младшего, Андрея, умершего в 38. А мне на тот момент было около шестидесяти. Актеры, игравшие старших сыновей, были младше меня! Ты молодо выглядишь, говорил мне Марлен. А сколько было сыну Толстого, мало кто знает. Он просто был уверен, что я вылитый Андрей Львович. Я ему тогда, кажется, сказал, что готов у него сняться даже в роли дворняги - не то что сына Толстого.

    Хуциеву важней была не документальная правда, а художественная. Он доводил ее ровно до того рубежа, до которого было возможно. Никогда не переступая черту. Фильм он мне так и не показал, хотя несколько раз обещал. У меня в картине было совсем мало слов - несколько фраз мой Андрей на прощание говорит отцу. Но Марлен уверял, что я сыграл блестяще...

    Поделиться