25.03.2019 16:21
    Поделиться

    Национальная лекарственная политика нуждается в определении приоритетов

    Национальная лекарственная политика нуждается в определении приоритетов и широкой дискуссии в обществе
    В 1975 году 28-я Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию, рекомендующую всем странам - членам ВОЗ разработать национальную лекарственную политику (НЛП). На сегодня НЛП принята в 133 странах мира (из 165 исследованных) и есть практически во всех странах ЕС. Это стратегический документ, который разрабатывается на долгосрочную перспективу - десять лет. Он объединяет и балансирует роли многочисленных участников фармацевтического рынка - от разработки новых лекарств до их рационального потребления. Все правила и задачи, которые определяет этот документ, должны быть подчинены целям государства в сфере обращения и потребления лекарств.
    РИА Новости

    Для России эти цели установлены президентом Владимиром Путиным в майском указе 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и в указе 2016 года "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".

    Это увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году, обеспечение независимости страны в сфере лекарственного обеспечения и восстановление передового научно-технологического потенциала в разработке и производстве новых лекарств.

    Фармацевтический рынок отличается от многих других сфер экономики тем, что не является саморегулируемым - он требует от органов власти постоянного участия во всех процессах лекарственного обращения. В регулировании этого рынка задействованы Минздрав России, обеспечивая доступность лекарств для населения и их закупку, Минпромторг России, отвечающий за развитие отечественного производства лекарств, Росздравнадзор, обеспечивающий качество и безопасность обращающихся на рынке лекарств, и Федеральная антимонопольная служба, контролирующая вопросы ценообразования на них.

    Поэтому принципиально важно, чтобы разработка национальной лекарственной политики носила межведомственный характер, а ведомственные стратегии развития были согласованы с ней и между собой. Система планирования и регулирования должна быть выстроена таким образом, чтобы разработанные и произведенные в России лекарства были востребованы и действительно приводили к снижению смертности, заболеваемости и инвалидности граждан, а фармпроизводители знали объем внутреннего рынка на предстоящие годы, чтобы спланировать свои мощности.

    При формировании такой политики ведомства-регуляторы сталкиваются с двумя непростыми задачами. Первая - необходимость соблюдения баланса между интересами множества субъектов лекарственного обращения: разными группами пациентов и их объединениями, фармацевтическими компаниями (как отечественными, так и зарубежными), дистрибьюторами (государственными и частными), врачами и их объединениями. Вторая - финансовые ограничения: общественные средства, направляемые на оказание бесплатной медицинской помощи, ограничены в любой стране.

    Поэтому решение такой сложной и многофакторной задачи, как разработка национальной лекарственной политики, требует серьезных научных обоснований, правильной расстановки приоритетов и широкого обсуждения как в профессиональной среде, так и в обществе в целом. Поэтому принципиально важно, что эту работу инициировала и ведет Российская академия наук (РАН), а Минздрав России поддержал ее.

    В РАН создан межведомственный совет по научному обоснованию и сопровождению национальной лекарственной политики и четыре рабочих группы по основным вопросам регулирования. Мерилом предлагаемых решений является время достижения целей лекарственной политики и эффективность, то есть возможность достичь результата за минимально возможные средства. Это главные принципы стратегического планирования.

    Задача межведомственного совета РАН - научно обосновать, какие лекарства и по каким заболеваниям необходимы для снижения смертности населения, какие средства для этого необходимы из каких источников финансирования. А также, каким должно быть соотношение в потреблении воспроизведенных и инновационных лекарственных препаратов, по каким направлениям необходимо и возможно разработать новые лекарства в нашей стране, какие первоочередные меры требуются для рационального применения лекарств, какой должна быть оптимальная система всеобщего лекарственного обеспечения.

    За последние годы благодаря мерам, предпринятым государством, в нашей стране достигнуты значительные изменения в сфере лекарственного обращения. Был принят Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", развивается отечественная фармпромышленность, осуществляется жесткий контроль за ценами на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), существенно повышена прозрачность процессов включения лекарств в этот перечень, внедряется система мониторинга движения ЛП от производителя до конечного потребителя. Вместе с тем сохраняются и серьезные проблемы. Главная из них - недостаточное лекарственное обеспечение населения при амбулаторном лечении. Сегодня за счет государства на лекарства тратится в 2,5 раза меньше средств в доле ВВП, чем в "новых" странах ЕС, имеющих близкий уровень экономического развития (и в 2,8 раза меньше в долларах, оцененных по паритету покупательной способности на душу населения). Кроме того, у нас за счет государства обеспечиваются лишь отдельные категории населения, которые имеют специальные льготы - всего около 9 миллионов человек. А в "новых" странах ЕС их получают все, кто нуждается, и средняя продолжительность жизни в них - как раз 78 лет.

    В нашей стране также сохраняются региональные различия в лекарственном обеспечении, связанные с отсутствием единых подходов к формированию перечней ЖНВЛП и разными расходами регионов, сохраняется и такая проблема, как нерациональное применение лекарств. В результате все это вызывает недовольство населения. Так, среди опрошенных ВЦИОМ доля тех, кто не смог купить необходимое лекарство из-за высокой цены, с 2013 по 2017 год увеличилась почти на 20 процентов. Растет и число обращений граждан на "горячую линию" Росздравнадзора по поводу доступности лекарств.

    В майском указе президента определены целевые индикаторы по снижению смертности населения и, соответственно, увеличению ожидаемой продолжительности жизни. По опыту развитых стран известно, что значительные результаты в этом отношении были достигнуты после внедрения системы всеобщего лекарственного обеспечения, которая позволила сделать современные лекарства доступными для всех граждан при амбулаторном лечении. Например, в Великобритании смертность от болезней системы кровообращения с 1981 по 2000 год снизилась в два раза, причем больше половины эффекта за счет здравоохранения было получено именно благодаря расширению доступности бесплатных лекарств в амбулаторных условиях. В нашей стране стандартизованный показатель смертности от этих заболеваний в 1,5 раза выше, чем в "новых" странах ЕС, близких по уровню экономического развития, а в структуре смертности они составляют половину от всех смертей.

    В рамках Национального проекта "Здравоохранение" существенное увеличение расходов на лекарства предусмотрено для лечения онкологических заболеваний. Однако без увеличения доступности препаратов в амбулаторных условиях лечения болезней системы кровообращения, инфекционных заболеваний, детей и подростков прорыва в достижении ожидаемой продолжительности жизни в 78 лет к 2024 году нам не сделать.

    Без расширения доступности инновационных препаратов прорыва в увеличении продолжительности жизни к 2024 году достичь невозможно

    На основе проведенного мной анализа могу сделать вывод: для увеличения доступности лекарств и снижения смертности, заболеваемости и инвалидизации наших граждан дополнительно к 233 миллиардам рублей, которое сегодня тратит государство из бюджетов всех уровней на лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях, потребуется еще 350 миллиардов рублей ежегодно. Тогда общие расходы на эти цели увеличатся в 2,5 раза и достигнут уровня "новых" стран ЕС. Дополнительные средства должны пойти на лекарственное обеспечение тех граждан, которые сегодня не имеют льгот, то есть на систему всеобщего лекарственного обеспечения. При этом, конечно, те, кто имеет льготы, должны сохранить их в полном объеме.

    Основным источником дополнительных расходов должен стать федеральный бюджет, потому что сегодня население и так покрывает более 80 процентов всех расходов на лекарства в амбулаторных условиях (в "новых" странах ЕС - меньше 60 процентов). Эти расходы ложатся серьезным бременем на бюджеты семей, тем более в условиях стагнации реальных доходов населения. Откладывать эти решения, как предлагает Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, нельзя - от них зависит сохранение здоровья и жизней сотен тысяч наших граждан. Более того, создание системы всеобщего лекарственного обеспечения может существенно повлиять на снижение уровня бедности и социальную стабильность в обществе.

    Комментарии

    Оксана Монж, генеральный директор компании "Санофи" в Евразийском регионе, член совета директоров Ассоциации международных фармацевтических производителей:

    - Говоря о достижении национальных приоритетов и совершенствовании системы лекарственного обеспечения, необходимо смотреть на существующую систему лекарственного обеспечения через призму потребностей пациента. Так, добиться продолжительности жизни населения в 78 лет невозможно без двух факторов: во-первых, профилактики и ранней диагностики заболеваний, во-вторых - повышения доступа к инновациям для российских пациентов.

    Если говорить о профилактике, решением может стать расширение системы лекарственного обеспечения. На ранних стадиях в амбулаторном сегменте оно позволяет сократить расходы на последующее лечение осложнений, а значит, предотвратить инвалидность и сохранить работоспособность человека. Конечно, внедрение системы всеобщего лекарственного страхования потребует существенного увеличения государственных расходов, но при правильно выбранном векторе такие расходы становятся инвестициями в сохранение здоровья и жизни людей. Другой аспект - доступ к инновациям для российских пациентов. Здесь требуется комплексная оценка, а не только рассмотрение влияния цены препарата на бюджет при включении его в списки лекарственного возмещения, а также ориентированные на результат новые модели образования конечной цены для инноваций, расширение покрытия лекарств для пациентов. Нужно изменить подход к государственным закупкам. Сейчас закупки организованы одинаково для всех видов товаров - стройматериалы это или лекарства. Закупки инновационных препаратов и дженериков должны быть организованы по-разному. Нет никаких причин, чтобы инновационный препарат, на который еще не истек патент и у которого нет аналогов, продавался через аукцион. Прямые контракты производителя с закупщиком, на наш взгляд, - это наиболее оптимальный инструмент. Он позволит эффективно расходовать бюджетные средства, а также повысить доступ пациентов к инновационной терапии.

    Катерина Погодина, управляющий директор компании "Янссен", фармацевтического подразделения "Джонсон & Джонсон", член совета директоров Ассоциации международных фармацевтических производителей:

    - Майский указ президента Владимира Путина поставил перед всеми участниками системы здравоохранения ряд амбициозных целей, включая задачу войти в "клуб 80+". Достижению этой цели будет способствовать и продвижение здорового образа жизни, и развитие инфраструктуры, и массовая диспансеризация. При этом одним из ключевых факторов может стать широкое применение инновационных лекарственных средств. По данным ВОЗ, только внедрение новых препаратов позволило к началу 2000 года увеличить продолжительность жизни на 40 процентов.

    Новая Национальная лекарственная политика РФ может стать стратегическим ориентиром для всех заинтересованных ведомств и сторон, включая участников рынка, и, надеемся, позволит ответить на вызовы, стоящие перед системой здравоохранения. В частности, это и обеспечение современными лекарствами в амбулаторном сегменте.

    Ханс Дюиф, вице-президент и генеральный директор компании "Ново Нордиск" в России и Беларуси:

    - Одним из наиболее серьезных социально значимых заболеваний, приводящих к преждевременной смертности и инвалидизации, является сахарный диабет. Если россиянин получил этот диагноз в 40 лет, то продолжительность его жизни снижается на 6-12 лет, риск смерти увеличивается вдвое. Без новых инициатив в сфере здравоохранения и эффективного плана по борьбе с диабетом и его последствиями, по пропаганде здорового образа жизни невозможно сократить пандемию диабета. Если мы останемся безучастными, то прогноз устрашающий: к 2030 году каждый десятый россиянин будет страдать от диабета.

    Мы предлагаем возобновить федеральную целевую программу по диабету. Учитывая, что сейчас только половине людей с диабетом 2-го типа поставлен этот диагноз и лишь половина из них получает терапию, эта программа должна быть направлена на повышение осведомленности о факторах риска и здоровом образе жизни для профилактики сахарного диабета. Второе наше предложение - установить целевое государственное финансирование, что может значительно повысить качество лечения диабета. Наш опыт в России и других странах убедительно показывает, что только коллективные усилия могут помочь изменить ситуацию.

    Илья Вескер, директор по обеспечению доступа на рынок и программ поддержки пациентов компании Takeda:

    - Задача состоит в том, чтобы все необходимые препараты были зарегистрированы и доступны нашим гражданам. Государство может стимулировать фармпроизводителей расширять в России свое присутствие за счет разумной настройки регуляторной системы.

    Отдельно остро стоит вопрос преемственности в лекарственном обеспечении. Известны случаи, когда по решению Минздрава России для пациента по индивидуальным показаниям ввозятся незарегистрированные лекарственные препараты (закупаются за счет благотворительных фондов и т.п.), и пациент достигает положительных результатов лечения. Но после того, как этот препарат получает регистрацию, он становится пациенту недоступным в связи с отсутствием бюджета или по иным причинам. Тем самым перечеркиваются все предыдущие усилия.

    Доступ к лекарственной терапии должен быть непрерывным, поэтому особое внимание необходимо уделять ведению регистров пациентов, а также планированию бюджетов для их обеспечения лекарствами с учетом смены источников финансирования.

    Андрей Комиссаров, медицинский директор компании "Анджелини Фарма Рус":

    - Главная задача Национальной лекарственной политики состоит в том, чтобы любой пациент с любым заболеванием получал адекватную терапию, независимо от его места пребывания и места, где ему проводится лечение.

    Обеспечение пациентов лекарствами в амбулаторных условиях до сих пор является проблемой: пока только 19 процентов населения имеют доступ к лекарствам через государственные программы. При этом расходы на лекарства на душу населения между различными регионами различаются более чем в 7 раз, и каждый регион имеет собственный перечень препаратов для льготного обеспечения (РЛО). С января 2019-го эти списки должны быть не менее объема ЖНВЛП.

    Кроме того, использование Перечня ЖНВЛП как основы для формирования стационарного ассортимента лекарств, а ОНЛС (или перечня регионального льготного обеспечения) как основы для амбулаторного снабжения пациентов лекарствами, не способствует преемственности стационарной и амбулаторной терапии, что необходимо обеспечить при лечении хронических заболеваний.

    Обсуждаемое сегодня предложение о гармонизации списков ОНЛС и РЛО (причем не менее ЖНВЛП) и унификация всех программ призваны решить эти проблемы.

    Поделиться