Вы видали, как летят слоны?
За ремейк "Дамбо" взялся Тим Бертон, который почти десять лет назад принес корпорации имени Уолта Диснея миллиард долларов, превратив "Алису в Стране чудес" в дарк-фэнтези с политическими интригами, отрубленными головами и масштабными баталиями. Соответственно, были все основания ожидать от мрачного сказочника чего-то столь же неожиданного и на этот раз.
Бывшая звезда бродячего цирка (Колин Фаррелл) возвращается с войны без руки. Его встречают двое детей: мальчик и раздражающе унылая девочка. Мать их, по доброй диснеевской традиции, мертва. Но есть и хорошие новости. Хозяин цирка (Дэнни ДеВито) купил беременную слониху, которая вскоре разрождается аномально ушастым слоненком. Далее сюжет развивается по всем знакомой (mutatis mutandis) схеме: гадкий слоненок, занюхнув перышко, становится прекрасным слонолебедем. То есть взлетает на радость всем.
На этой мажорной ноте ремейк перестает быть ремейком и тоже преображается - в сиквел. На черной машине прибывает коварный злодей, владелец луна-парка, под ручку со спутницей-акробаткой (Майкл Китон и Ева Грин) и сладкими речами, суля всевозможные блага, зазывает всех сотрудников цирка к себе, имея, естественно, в черной душе недобрые намерения. А именно - посадить акробатку на загривок летающего слона, точно Дейенерис на дракона, и показывать их в своем шоу. Иными словами, эксплуатировать бедное создание точно так же, как ранее его эксплуатировали в бродячем цирке.
Возникает резонный вопрос: почему тогда персонаж Дэнни ДэВито - положительный, а Майкла Китона - отрицательный? Ну, потому что персонаж Майкла Китона не дает слонику видеться с его матерью, которая развлекает публику в том же луна-парке. А как она здесь оказалась? Очень просто. Персонаж Дэнни ДеВито продал ее обратно, разлучив с детенышем. После чего ее приобрел уже персонаж Майкла Китона. Чувствуете разницу?
Понятно, что фильм искренне пытается донести до зрителя важное и правильное: животные в неволе - это плохо. Но делает это крайне неуклюже. Подобно тому, как его главный герой на бегу спотыкается о собственные уши, фильм запутывается в собственном сценарии. Который вдобавок чересчур перегружен действующими лицами. Вызывает сомнения, к примеру, целесообразность существования вышеупомянутых отпрысков однорукого ветерана. Мальчик - в принципе бесполезный, но хотя бы безобидный, тогда как девочка - раздражающе унылая, напомним, - мало того что весь фильм отыгрывает с постной физиономией, постоянно изрекает банальности вроде "Дамбо скучает по маме". Спасибо, маленькая леди, без тебя мы бы в жизни не догадались.
Так и не донеся простую мораль художественными средствами, фильм уже в эпилоге идет на отчаянный шаг и разжевывает ее устами Дэнни ДэВито, проговаривающего нужные сентенции, глядя прямо в камеру. "В нашем цирке все животные свободны!" - радостно хвастается он. В подтверждение чему нам демонстрируют, как мартышка выпускает из клетки мышей. А еще через несколько секунд на арене появляется гарцующий Колин Фаррелл на лошади. Наверное, ее согласно трудовому кодексу оформили и жалование выплачивают в размере не ниже МРОТ.
Что же до Тима Бертона, то его узнаваемый стиль, конечно, никуда не делся. "Дамбо" выглядит как любой другой фильм Тима Бертона. Но если бы это действительно был фильм Тима Бертона, то он, очевидно, был бы совсем не таким. По крайней мере, не таким сопливым и несуразным, а более вычурным и кровожадным. Ну, как обычно у Тима Бертона. Видимо, настоящие владельцы луна-парков спохватились, когда слониха в первой половине фильма убила человека (да, там такое есть). И дальше, во второй половине, от Тима Бертона и вовсе осталась одна картинка. К тому же зачем вообще что-то новое придумывать, если можно, как Гильермо дель Торо, просто еще раз пересказать историю про спасение несчастной зверушки?