издается с 1879Купить журнал

Александровский централ: воли не видать

Первая публикация фотоснимков из семейного архива иркутян Удимовых

Путешествия архива

Далеко в стране Иркутской,
Между двух огромных скал,
Обнесен стеной высокой,
Александровский централ..."

Насчет двух огромных скал - это, конечно, большое поэтическое преувеличение. Но вот стена высокая - это совершенно точная деталь в тексте старинного каторжанского шансона про одну из знаменитейших сибирских тюрем. Впрочем, на множестве снимков Александровского централа, размещенных в интернете, никакой особо высокой стены не наблюдается - так, кирпичные стены обычные для такого рода ограждений.

По-настоящему высокую ограду Александровского централа можно увидеть только на одном из снимков начала ХХ века. Высоченные, в три или четыре человеческих роста лиственничные, вероятно, бревна с заостренными верхами, врытые в землю плотно, один к другому...

Этот снимок, как и все другие, публикуемые здесь, происходят из семейного архива Илиодора Илиодоровича и Лидии Иннокентьевны Удимовых, некогда, еще в царской России, живших в Иркутске. В 1940-е гг. Удимовы переехали в Ленинград к своей дочери Нине Илиодоровне Удимовой, историку, исследователю революционного движения. В 1980-е гг., после смерти Н.И. Удимовой, фото перешли к ее двоюродной сестре Л.Г. Суховской, жившей в Красноярске, от нее к красноярскому историку П.Н. Мешалкину. После его смерти фото вместе с некоторыми другими материалами были приобретены у наследников автором этой публикации.


"Умный, добросовестный человек..."

Илиодор Илиодорович Удимов, уроженец села Новоселово Енисейской губернии, в начале ХХ века был сотрудником иркутской газеты "Восточное обозрение".

"В 1900 г. в "Восточном обозрении" начал работать в качестве корректора, а потом сотрудника, заведующего отчетами городской думы и обществ И.И. Удимов. Это был в высшей степени приятный, умный и добросовестный человек, - писал о нем редактор "Восточного обозрения" И.И. Попов в своих воспоминаниях. - По происхождению сибиряк, он никак не мог примирить сибирское областничество с социал-демократической программой, в сторону которой у него был уклон. К нему постоянно ходило много народу, и я предполагал, что в конторе "Восточного обозрения" он устроил явочную квартиру... Илиодор Илиодорович хотя и ворчал на социал-демократов, особенно большевиков, поругивая их в глаза, но всегда охотно оказывал услуги им. Социал-демократы немало ему обязаны. Работал он и в просветительных обществах, и вообще был деятельным общественным работником. Несмотря на свои революционные убеждения, он к партиям не принадлежал.

- Немецкая дисциплина, приказ и прочее, чего не выносит моя душа...

В редакции мы все любили его и считали хорошим работником"1.

За нелегальную встречу нового 1906 г. И.И. Удимов был посажен в Александровский централ, затем выслан на родину.

Супруга Илиодора Илиодоровна Лидия Иннокентьевна Удимова также была примечательным человеком. В 1890-х гг. она училась на фельдшерских курсах в Красноярске. В небольшой квартире на Мало-Каченской улице, которую она снимала с другими будущими фельдшерицами, некоторое время жила и Н.К. Крупская, направлявшаяся в ссылку к В.И. Ульянову. Встречалась Удимова (в ту пору по девичьей фамилии Михайлова) и с самим Владимиром Ильичом - на борту парохода, совершавшего рейс Красноярск - Минусинск (в 1897 г.). Об этой встрече она рассказала в своих мемуарах, опубликованных в 1957 г. в журнале "Нева".


Из жизни заключенных

Вероятно, фотографии относятся именно ко времени нахождения И.И. Удимова в Александровском централе. Возможно, он сам и был их автором, но подтверждений этому нет. Большинство фотографий хорошего качества. Замечательно и то, что все снимки подписаны. На снимках заключенные читают, колют дрова, скучают, бездельничают, фотографируются на память, играют в городки на площадке у высоченного забора. Весьма выразительна группа грузин, сосланных за "аграрно-террористические дела" - в черкесках с газырями, в папахах, с горделиво подкрученными вверх усами...

На одном из снимков изображены некие Ипполит Франчески и Клавдия Франчески, муж и жена. Об Ипполите известно, что в Тифлисе он был редактором-издателем политической, общественной, литературной и экономической газеты "Кавказская жизнь". Выходила она в 1906 г., но была закрыта. Наверное, вскоре после этого Ипполит Франчески и его супруга попали на четыре года в Сибирь.

Режим Александровского централа по сравнению с другими каторжными тюрьмами отличался сравнительной мягкостью. Политические заключенные содержались здесь отдельно от уголовных, существовал институт старост, действовали кружки самообразования, в мастерских на артельных началах велись работы2.

Сохранившиеся фотографии из архива Удимовых - уникальное свидетельство того, как содержались, проводили время политические узники в Александровском централе в 1910-е гг. Все снимки публикуются впервые.


1. Попов И.И. Забытые иркутские страницы: Записки редактора. Иркутск, 1989. С. 163-164.
2. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. М., 1994. Т. 1. С. 62.