"Амбивалентность": мелодрама про психиатров для психиатров

Два друга учатся на психиатров. У одного из них есть мама. Второй с этой мамой однажды застревает в лифте, а у нее клаустрофобия. И это каким-то образом приводит к дикому безудержному совокуплению. После чего у них завязывается бурный роман.

"Амбивалентность" - это фильм Антона Бильжо. Антон Бильжо - сын Андрея Бильжо. Который известен как автор комиксов про Петровича, участник передачи Виктора Шендеровича "Итого", а также как психиатр. Что, вероятно, в данном контексте неспроста.

Первый фильм Антона Бильжо назывался "Рыба-мечта". В нем Северия Янушаускайте играла голую похотливую русалку, и то было его бесспорное значительное достоинство. Эротическое такое фэнтези с прибабахом. "Амбивалентность" - тоже с прибабахом, конечно, но без голой похотливой русалки. И в целом сюжет несколько банальнее, на уровне дешевых российских телемелодрам. Невзрачные пейзажи спальных районов, выступающие для сюжета основным фоном, для жанра как раз характерны.

Искушенный в психологии или психиатрии зритель наверняка разглядит здесь немало символических моментов. По Фрейду или даже не по Фрейду, а по кому-нибудь еще. Например, когда один начинающий психиатр подглядывает в бинокль, как его мама предается любовным утехам с другим начинающим психиатром, - это, скорее всего, по Фрейду. А когда полностью обнаженная тетенька, завернутая в гирлянду, скачет на подоконнике в клоунской маске - это, наверное, по кому-нибудь еще. Тем же, кто в указанных науках не искушен, повезло меньше, поскольку логика здешней драматургии прощупывается с трудом.

Дело в том, что любовник матери друга ведет себя в крайней степени неадекватно. Как взбалмошная капризная малолетняя истеричка. И какого черта взрослая женщина, образованная и внешними данными не обделенная, имеющая мужа, который в ней души не чает, якшается с этим неприятным типом, никакого разумного обоснования не находит. Впрочем, о ней в принципе трудно сказать что-либо определенное. Такая она вся загадочная.

Психика - штука часто непредсказуемая, конечно. Кроме того, сердцу не прикажешь, любовь зла и все такое. Но драматургия так не работает. И если пытаться ее выстроить на двух персонажах, один из которых - просто картонный, а второй бесит каждой своей репликой, и на допущении, что меж ними должна быть любовная связь, то фильм просто развалится.

Не стоит, однако, отметать версию, что "Амбивалентность" сделана специально для психиатров. Как, знаете, бывают лекции для колхозников (анекдот еще такой был, категории "Б"). Не совсем понятно, зачем в таком случае прямо с экрана цитировать статью из "Википедии" про амбивалентность. Но в остальном данная гипотеза многое объясняет.

2