Олени, призраки и вещи: 5 самых интересных фильмов фестиваля "Докер"
"Хозяин оленей" / How Big is the Galaxy?
Все мы с детства привыкли к мысли, что Россия - огромна. При этом насколько огромна, мы до конца не осознаем. Особенно это касается обитателей крупных городов, гнездящихся в бетонных коробках и проводящих по восемь часов ежедневно в других бетонных коробках, считая, что так и надо.
А вот на Таймыре живет семья Жарковых. Мать, отец и двое сыновей. Представители коренного народа долганов. Ютятся в небольшом вагончике посреди снежной степи, разводят оленей. Этим их мир ограничивается: за стенами - бесконечная холодная белизна, утыканная редкими деревцами. Но ограниченность на самом деле - кажущаяся. Есть электричество, можно смотреть кино на ноутбуке, играть в игрушки на смартфоне, газеты доставляют исправно. Образование - пожалуйста: личная учительница читает детям Пушкина и преподает все необходимые предметы.
То есть все как у "цивилизованных" россиян. Только лучше. Северное сияние над головой, катание на санках в непроглядной ночи с налобным фонарем. За завтраком беседы на такие важные темы, как перспективы человечества после конца света и размеры галактики (отсюда - более поэтичное англоязычное название). Фильм Ксении Елян вызывает смешанные чувства. Восторг пополам с завистью. Отчего бы нам всем не жить как Жарковы? Зачем нам эти бетонные коробки?
"Охотник за привидениями" / Ghosthunter
Джейсон Кинг - средних лет пузатый мужчина из Австралии. Служит ночным сторожем, а в свободное время занимается охотой на привидений. У него целая команда сподвижников, включая медиума, различные камеры, диктофоны и всякие специальные приборы. Если кто-то считает, что у него дома завелась потусторонняя сущность, он звонит Джейсону, и тот приезжает, обследует все тщательно, пытается наладить с сущностью контакт. Денег при этом не берет.
Кроме того, Джейсон мечтает разыскать своего отца, исчезнувшего много лет назад. Автор фильма Бен Лоуренс предлагает ему с этим помочь. Но ни первый, ни второй даже не подозревают, во что это все выльется.
Некоторым тайнам лучше оставаться тайнами - избитая фраза, которую пишут, например, на постерах каких-нибудь детективных триллеров ленивые маркетологи. Но в данном случае она как нельзя кстати. Поскольку то, что начинается как типичный сюжет из передачи "Жди меня", внезапно превращается в настоящий детективный триллер, непредсказуемый и напряженный, а затем - не менее внезапно - в мощнейшую драму. Нарочно, как говорится, не придумаешь. И на этом, пожалуй, остановимся, чтобы воздержаться от спойлеров. Просто сходите и посмотрите.
"Без явных признаков" / No Obvious Signs
Взгляд на вооруженный конфликт на востоке Украины со стороны Украины. Такую редчайшую и чрезвычайно ценную возможность предоставляет фильм Алины Горловой.
Женщина, недавно вернувшаяся с войны, проходит курс реабилитации в клинике. Рассказывает о том, что видела. С видимым усилием, с огромным комом в горле, через слезы. Про совсем молодых юношей, фактически еще подростков, которых отправляют на верную смерть. Оправившись, она снова едет туда забрать документы об увольнении, но ее там держат еще месяц. В разговорах часто встречаются фразы: "Командир взвода - алкаш", "Солдаты командуют сами собой", "Мы здесь никому не нужны" и тому подобные.
"Без явных признаков" не стал "хитом Каннского фестиваля", как убогая карикатура Сергея Лозницы "Донбасс", да и вообще не стал сколько-нибудь заметным явлением за пределами профильных смотров. Причины тому довольно очевидны. Ничего более честного о войне в Донбассе, кажется, никто до сих пор не делал. Кино тяжелейшее, но очень нужное.
"Сплю и вижу" / Dream Away
Совсем недавно Шарм-эль-Шейх был процветающим курортом. Потом случилась "арабская весна", запустившая цепь событий, которые в итоге отправили туристическую отрасль Египта в глубокий нокаут. Фильм "Сплю и вижу" показывает, как в Шарм-эль-Шейхе обстоят дела теперь.
Вкратце - плохо. Шикарные отели, базары, рестораны и прочая инфраструктура пока не пришли в полный упадок, кто-то сюда еще приезжает, но отдыхающих заметно меньше, чем аниматоров, официантов, продавцов, барменов и диджеев. Необычное, мягко говоря, зрелище: опустевшие улицы и пляжи, по которым слоняются неприкаянные работники сферы услуг.
И без того странной атмосфере добавляют сюрреалистичности постановочные сцены, в которых персонажи фильма исповедуются какому-то мужику в костюме черной обезьяны, разъезжающему в кузове пикапа. Как будто Танос наведался в причудливую вселенную фантастического сериала "Оставленные" и пару раз щелкнул пальцами.
"Красивые вещи" / Beautiful Things
Меланхоличные абстрактные размышления о духе времени и потребительстве. Чертовски красивая высококонцептуальная картина из Италии, разделенная на четыре части, у каждой из которых - свой герой.
Один - потомственный бурильщик из Техаса, всю жизнь добывающий ключевое для мирового рынка сырье. От него вы узнаете, что нефть бывает не только черной, но даже зеленой и прозрачной. Второй - ходит на огромном корабле, который доставляет грузы через океаны. Ходит - и в "морском" смысле, и в буквальном, "сухопутном": корабль-то огромный, а экипаж на нем чуть более десятка человек. Поэтому основную часть времени он блуждает по бесконечным помещениям. О профессии третьего вы, вероятно, и не слышали никогда. Он измеряет акустические характеристики различных предметов, от детских игрушек до блендеров ("Одним из самых занятных был звук пластмассовой коробки конфет"). Четвертый, наконец, замыкает круг потребления, сжигая мусор на специальном заводе.
Всех их объединяет то, что трудятся они практически в полном одиночестве, а также - что их служба на первый взгляд как будто не видна. Такая индустриальная симфония о неизвестных людях, на чьих плечах громоздится вся материальная часть глобальной цивилизации. Ну и о бренности всего сущего, конечно.
Расписание фестиваля, программы, площадки и другая необходимая информация - на официальном сайте "ДОКера"