В ходе пресс-конференции И.Юргенс подчеркнул, что продолжается системная реформа ОСАГО, в результате которой произошла индивидуализация тарифов, повлекшая за собой падение цены полиса примерно на 6 процентов.
Дальнейшими шагами улучшения положения автовладельцев по отношению к ОСАГО является вступление в силу с 1 апреля нового коэффициента бонус-малус. Он единый, и сроком на один год. Если до вступления новых тарифов в силу, напомнил И.Юргенс, люди, которые были вписаны в ряд полисов, которые долгое время не пользовались автомобилем и вновь стали им пользоваться, в результате теряли свой коэффициент, теряли свои скидки, то с 1 апреля 2019 года такой коэффициент устанавливается один раз в год. Если он был множественным у владельца, то выбирается самый выгодный для него, и присваивается ему на год. Проверить это можно на сайте РСА.
Вторая большая новация, которая тоже вступила в силу с 1 апреля 2019 года, заключается в том, что с этого момента все компании, которые имеют лицензии по ОСАГО, выгружаются в общий барабан, и при заходе на сайт автовладелец может выбрать любую компанию, имеющую этот полис. Как только этот барабан исчерпывается, в среднем это будут сутки, на следующие сутки РСА опять загружает весь набор полисов. И автовладелец, если он не успел купить полис той компании, которую хотел, выждав сутки, может купить нужный ему полис Выгрузка при этом будет осуществляться по федеральной доле. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, такой процесс привнесет успокоение среди страховщиков и скажется на доступности качественной услуги для страхователя.
В ходе пресс-конференции исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Е.Уфимцев коснулся двух технических вопросов. Теперь с 1 апреля для того, чтобы рассчитывать новый КБМ, учитываются те договоры, которые были заключены в течение двух последних лет. Если, например, у человека за два последних года, было несколько договоров ОСАГО, то они берутся за основу. Из них выбирается наименьший КБМ. То есть был договор с КБМ 0,9, был 0,8, 0,7, 0,6 - система выбирает наименьший КБМ - 0,6. Это первая вещь.
Вторая вещь. Только в случае, если у этого водителя были ДТП, делается пересчет и к нему применяется повышающий коэффициент. Если по произошедшим ДТП за последний год страховщик принял решение, то есть имеется не само ДТП, а акт о страховом случае, оно идет в расчет поэтому КБМ, который установлен с 1 апреля 2019 года. Если же по какой-то причине ДТП произошло, например, в марте, но еще решение по нему не было принято, а будет принято в апреле или в мае, то такой убыток, который закрылся, то есть акт подписан уже в апреле, пойдет на КБМ 2020 года. А сейчас учитываются только те, по которым успели страховые компании, и страхователь принять решение, подписать акт, и произвели расчеты. То есть выбрали КБМ самый минимальный - 0,6. Если не было убытков, человеку амнистия - 0,6, теперь на целый год этот минимальный КБМ. Если по договорам, которые сейчас у него действовали, есть убыток, то в этом случае в соответствии с таблицей, которая по КБМ бонус-малу применяется, делается повышающий коэффициент.
С 1 апреля вступают в силу новые указания Центрального банка о продаже полисов по страхованию жизни. Говоря о новых правилах, Игорь Юргенс напомнил, что Центральный банк это указание выпустил в связи с тем, что у регулирующих органов возникла большая озабоченность, в первую очередь в связи с инвестиционным страхованием жизни, когда тот, кто страхует свою жизнь, участвует так же в инвестиционном доходе компании. Довольно часто страхователь, не до конца понимал, что такое это страхование инвестиционной жизни. Каковы при этом его права и обязанности. Что такое выкупная сумма, получает ли он ее полностью? Что такое процент, который он получает? Сколько процентов? Застраховано ли все это? Сколько процентов ему положено после того, как прошел определенный период, написанный в полисе? Когда действия полиса закончилось, человек приходит за своими деньгами, и оказывается, что он совершенно недопонял условия этого страхования.
В связи с этим во Всероссийском союзе страховщиков приняли свой стандарт по страхованию жизни. Создали памятку обязательную для каждого клиента, в которой он должен был расписаться, тем самым подтвердив, что он понимает, что он покупает. Но Центральный банк счел, что такое раскрытие недостаточно, и выпустил свои указания. Более жесткие, с большим раскрытием многих деталей, которые связаны, в первую очередь, с инвестиционным страхованием жизни. С 1 апреля это указание зарегистрировано в Минюсте, и вступило в силу. И сейчас, видимо, начнутся время от времени проверки страховщиков, по поводу того, как они торгуют этим инвестиционным страхованием жизни (ИСЖ).
В ходе пресс-конференции Игорь Юргенс высказал свою озабоченность, связанную с тем, что те компании, которые продают этот полис у себя в офисе страховой компании, во-первых, проинформированы ВСС о том, что мы видим эту так называемую опасность мессалина. Во-вторых, они уже подписались под стандартом Всероссийского союза страховщиков, который им предписывает полностью объяснять, что они продают. Но до 70 процентов таких продуктов продается в банках. Те банковские сотрудники, которые встречают клиентов в банке, не обязаны в настоящий момент знать все тонкости. ВСС по взаимному согласию Центрального банка с Ассоциацией банков России и основных банков, договорились о том, что стандарт ВСС будет применяться банками. То есть, что сотрудники банков будут разъяснять при продаже этих полисов сложности этого продукта и все возможные последствия. Но времени, для того чтобы наладить всю эту цепочку пока у ВСС не было. Ассоциация банков России проинформировала ВСС, что она согласна с его позицией, и будет этот стандарт внедрять. Но на добровольной основе. То есть, есть банки, которые присоединятся к этому, а есть банки, которые к этому могут не присоединиться. И тогда те, кто продавал этот продукт, не совсем глубоко объясняя его суть для клиента, так и будут продавать. А ответственность несет, тем не менее, страховая компания. Конечно, ВСС не снимаем ее со страховщиков. Конечно, они должны следить за своим агентом-банком, но здесь есть разрывы и по айти-системам, и по информированию, и просто даже по напечатанию тех памяток, которые должны соответствовать как нашему стандарту, так теперь и стандарту Центрального банка более объемно.
Понимая, что указание Центрального банка вступило в силу, зарегистрировано Минюстом и стало законом, пользуясь этой встречей, ВСС в лице его президента И.Юргенса попросил провести дополнительные консультации между ВСС, Ассоциациями банков, регулятором для полной ясности в вопросе, что из себя представляет стандарт ВСС и стандарт Центрального банка. Для выяснения всех этих причин, для того чтобы не было недопонимания, для того чтобы все работало хорошо, г-н Юргенс через СМИ обратился к потребителям, быть максимально внимательными, к банкирам быть максимально осторожными и тщательными при объяснении клиенту, что такое страхование жизни, которое покупает в банке клиент и к Центральному банку и регулирующим органам с тем, чтобы какой-то период, когда все это начинает работать, был не периодом драконовских мер в отношении страховщиков жизни.