Спасо-Андроников монастырь - это сакральная обитель в сакральном уголке Москвы. На территории есть храм, где проходят богослужения. Но монастыря нет - здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Создан Сталиным в 1947 году, распахнул двери в 1960-м. Тогда его коллекция насчитывала несколько сотен экспонатов. А сегодня 13 тысяч раритетов, одних икон 4,5 тысячи.
Согласно преданию Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1350-е годы. Митрополит Алексий возвращался из Константинополя с византийской иконой Спаса Нерукотворного (отсюда первое слово в названии). В Черном море он попал в шторм и дал зарок в случае спасения построить монастырь. Первым игуменом стал любимый ученик Сергия Радонежского инок Андроник (второе слово в названии).
С точки зрения предков, мы сегодня неправильно произносим название обители. В Средневековье в имени Андроник ударение ставили на последний слог. Но у каждой эпохи свои правила.
У обители потрясающая летопись. Здесь принял иночество Андрей Рублев: писал иконы и расписывал храмы, здесь и похоронен. Эти камни помнят Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и еще много знаковых личностей.
Когда мы сегодня говорим о Спасо-Андрониковой обители как о московском монастыре, надо помнить, что во времена его основания Москва была где-то вдали. Изначально место для монастыря выбрали не без военного умысла: высокий берег Яузы, стык двух стратегических дорог: на Владимир и через Рязань - в Орду.
Остановить орды варваров его стены не могли, но с ролью дозорного пункта монахи справлялись: предупреждали москвичей о беде. А сами не раз становились жертвой нападения. Например, в 1571 году обитель разорил пришедший из Крыма хан Девлет-Гирей.
Много раз горел, пережил чуму.
Но самые черные времена настали в 1918 году: монастырь закрыли. 101 год назад у Русской православной церкви отняли почти все, что у нее было. До 1922-го в обители разместили концлагерь: здесь держали врагов Советской власти, здесь же их расстреливали. С 1922 по 1928 год - колония для беспризорников. Затем стала общежитием для рабочих завода "Серп и Молот".
Спасо-Андроников монастырь не первый объект, который государство может вернуть Церкви. И не последний. Недавно РПЦ вернули храмы в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Скажите, вы помните, чтобы новостные выпуски уделяли этому событию приоритетное место? Обсудили, договорились, нашли устраивающее всех решение.
Почему Спасо-Андроников монастырь в эпицентре внимания?
Еду в обитель: надо увидеть своими глазами, обойти своими ногами, оценить своими чувствами. От метро "Площадь Ильича" до обители 10 минут шагом. На территорию вход свободный.
Проходя арку Святых врат упираешься в дизайнерски оформленный сборник пожертвований. И указатели: налево пойдешь - в трапезную попадешь. Прямо пойдешь - в музей войдешь.
Налево я пойду, но сначала - духовная пища. Обхожу территорию. Я бы написал, что бродил в гордом одиночестве, но взял в обитель жену. И похоже, что этим резко улучшил показатели посещаемости музея. Людей мало.
Недавно на экране телевизора появился директор музея им. Рублева. Сказал, что за год музей посещает 50 тысяч человек. Считаем: это до 140 человек в день.
Зайти на территорию можно ежедневно с 9.00 до 21.00. Таким образом, за один час в обители бывают 11 человек. Конечно, расчет грубый, летом больше, зимой меньше... Но за получасовую прогулку по обители мы встретили не больше дюжины человек.
В Спасском храме я был вообще один, если не считать женщины, торгующей в храмовой лавке. Вообще-то побыть наедине с древними иконами в храме, где можно увидеть два фрагмента росписи работы Андрея Рублева, - это невероятные ощущения.
Из уцелевших храмов Москвы он самый древний. Время постройки: 1420-1425 годы. Для сравнения: Успенский собор Московского Кремля Аристотель Фиораванти возвел примерно на полвека позже - в 1475-1479 годах.
Да, во время служб прихожан, уверен, здесь много. Но храм живет не только службами.
По-моему, в таком месте должны быть просто толпы людей. Как можно стоять в одиночестве на том самом месте, где в 1380 году Дмитрий Донской молился перед Куликовской битвой? И здесь же он благодарил Бога за победу...
Музейные экспозиции работают так: в понедельник, вторник, четверг - с 14.00 до 21.00, в пятницу и воскресенье - с 11.00 до 18.00. Билет для граждан РФ и стран СНГ стоит 299 рублей, гости из дальнего зарубежья платят 400 рублей. Пенсионеры, студенты - 150 руб., дети до 16 лет - бесплатно. Фотосъемка - 150 руб., видеосъемка - 500 рублей.
Директор музея рассказал журналистам: выручка от билетов - около 10 млн рублей в год. До 100 млн дает государство. Журналисты спросили: то есть на кону 110 млн, из-за них сыр-бор?
Говорит: есть еще спонсорские поступления. Но деньги не главное. Не только для Церкви это место сакральное. Для всех.
Согласен. Но при этом самое точное определение для столь сакральной территории - обветшалость. Штукатурка осыпалась, обнажая старые кирпичи. Везде стройматериалы: здесь куча плит, там гора песка. Как бы намек: скоро будет ремонт.
Ремонт - это правильно. Но аккуратно сложить по периметру стройматериалы в голову не приходит? Сюда же люди идут восторгаться фресками и иконами.
...Ну а мы - в трапезную.
Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется "Хлебный домъ в Андрониках". Точнее - называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.
По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша - 170 руб., суп-крем из грибов - 240. Тушеная капуста с шампиньонами - 170, паста с вялеными помидорами - 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом - 190.
Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра "Крушовице" - 230 руб., бутылка грушевого сидра - 980.
Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих - наедитесь до отвала - до 1000.
По-моему, трапезная - это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич...
Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.
Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.
Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно - договорятся.
Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим - и то, и другое.
А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.