Пьеса, написанная в 1932 году, в ранний, "розовый" период творчества французского драматурга, впервые стала первоосновой для создания музыкального спектакля большой формы и стиля. Это настоящая мировая премьера.
Либретто и режиссура Андрея Житинкина, стихи Михаила Бартенева (Москва). Музыкальный руководитель постановки - главный дирижер театра Андрей Алексеев.
Действие происходит на французском курорте. Беспечные развлечения, любовные истории, завязываются романы.
- Если поначалу все смешно, то потом вдруг приходит понимание, что не все продается... - интригует режиссер. - В своих произведениях Жан Ануй затрагивает вечные истины, напомнить о которых сегодня кажется нам невероятно актуальным. Многое из того, что происходит с героями комедии "Бал воров", будет близко зрителям в зале. Ведь мы живем в мире, который в последние годы переживает глобальный финансовый кризис, падает уровень доходов, происходят вызывающие хищения, в том числе публичные, в крупнейших музеях. И при всем этом, глядя на тех, кому удалось достичь фантастического финансового благополучия - на современных олигархов - очевидно, что деньги не гарантируют счастье. Поневоле согласишься с древними, которые утверждали, что на земле ничего невозможно украсть, можно только переместить. На тот свет богатство с собой не забрать, и ценно лишь то, что остается от нас в сердцах людей. Потому мы будем говорить о настоящих чувствах, которые только и имеют истинную цену.
Музыку написал Александр Пантыкин (Екатеринбург). "Дедушка уральского рока", лидер группы "Урфин Джюс", Почетный гражданин Свердловской области, композитор, драматург, лауреат премии "Золотая маска", основатель нового направления в музыкальном театре "лайт-опера".
- Почему мы обозначили в программках спектакль как "музыкальное мошенничество"? - отвечает на вопрос "РГ" Александр Пантыкин. - Это определение вполне соответствует и самой пьесе, и нашей постановке. Я создавал музыкальную ткань спектакля из трех основных составляющих: французский шансон и русский тюремный фольклор, аристократическая Англия и испанские мотивы, американские буги-вуги, степ и рок-н-ролл. Мы как бы "подворовываем" что-то от них.
В спектакле есть элементы оперетты, мюзикла, драматического спектакля, балета.
- Жан Ануй определил жанр своего драматического произведения как "комедийный балет". Меня это смутило и заинтриговало: то есть наши герои будут петь, говорить да еще и танцевать? Вроде бы привычный для нас синтез искусств - речь, музыка, танец, - рассказал главный балетмейстер Музкомедии Владимир Романовский. - Хореографии в нашем спектакле много, танцуют у нас все, много внимания уделено пластике солистов, и, разумеется, в спектакле участвуют артисты балета.
Самое ценное в этом проекте для меня - возможность работать вместе с современным композитором: мы находимся в диалоге, можем обсуждать темпы, музыкальную форму, варианты оркестровки. Моя работа от этого обогащается.
Автором художественного оформления спектакля выступил знаменитый российский дизайнер и кутюрье Андрей Шаров, который знает о тонкостях стиля и секретах французского шарма не понаслышке, прожив несколько лет в столице высокой моды - Франции. Ученик Славы Зайцева, успешный модельер, востребованный театральный художник (его знают как художника по костюмам и сценографа театра Романа Виктюка), специально для постановки Театра музыкальной комедии создал коллекцию образов, каждый из которых настоящее произведение искусства.
Ближайшие спектакли - 5 и 6 апреля.
На сценах российских театров ставятся пьесы Жана Ануя (1910-1987): "Антигона", "Оркестр", "Коломба", "Арест", "Жаворонок", "Орнифль, или Сквозной ветерок".
Андрей Житинкин первым в России поставил в 2000 году в Театре имени Моссовета пьесу "Ромео и Жанетта" (название спектакля - "Черная невеста"). Художником на той постановке был Андрей Шаров. Пьесу "Ромео и Жанетта" в марте поставил в Петербурге художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак.