69 лет назад советские истребители впервые сбили самолет-шпион США

В Латвии местные военные и представители мэрии Лиепае почтили память десяти пилотов США. Их самолет-шпион был сбит советскими истребителями над территориальными водами Советского Союза 8 апреля 1950 года.
wikipedia.org

Данное событие историки тактируют как первые жертвы холодной войны. И, пожалуй, они правы. В 2000 году доктор исторических наук Александр Орлов написал в статью "Воздушная разведка США над территорией СССР в 1950-55 гг." для журнала "Новая и новейшая история" . В ней он отметил, что с окончанием Второй мировой войны американская авиаразведка и ЦРУ стремились любыми способами выявить военные объекты на территории СССР. Полеты американских самолетов-шпионов начались с 1946 года, и дипломатические предупреждения неоднократно игнорировались. Все изменилось в апреле 1950 года.

"Восьмого апреля в 17:30 зафиксировано нарушение границы южнее Лиепая. Американский самолет Б-29 углубился на территорию СССР на 21 километр. Требованию наших истребителей "следовать на ними" не подчинился и открыл огонь. После ответного огня ведущего истребителя самолет повернул в сторону моря и скрылся", - говорится в журнале нарушений государственной границы.

В рапорте ведущего группы истребителей-перехватчиков Ла-11 старшего лейтенанта Докина рассказывается: "Будучи в дежурном звене в первой готовности в 17:22, получил команду на взлет. После взлета принял команду набрать высоту 4000 метров и взять курс 360 градусов. В 17.30 встретил четырехмоторный самолет с американскими опознавательными знаками южнее Лиепая в восьми километрах, который шел курсом 135 градусов. Увидя самолет, я парой подошел к нему справа сзади и передал второй паре - старшего лейтенанта Герасимова - принудить нарушителя к посадке. Герасимов вышел вперед и, делая глубокое покачивание, развернулся влево. Нарушитель взял курс 270 градусов - в море и за парой старшего лейтенанта Герасимова не пошел. Тогда я дал предупредительную очередь - 12 снарядов. Нарушитель стал вести огонь по мне. Ведомый лейтенант Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь, который пошел с большим снижением и вошел в облака на Н-500 метров. Предположительно самолет упал в 5-10 километров от берега".

Этот рапорт дополняет сообщение министра военно-морского флота Юмашева, что через два часа после происшествия другой летчик, подполковник Филонович, видел на поверхности моря масляное пятно. Он также сообщал - американцы ведут активный поиск между Готландом и Борнхольмом, что дает основания предполагать "нахождение на самолете важных секретных документов и ценного секретного оборудования". Со стороны СССР самолет также искали четыре тральщика и водолазы, но безрезультатно.

Как сообщает издание Delfi, сразу после инцидента Вашингтон утверждал, что это был не военный, а частный самолет PB4Y2 Privateer. Однако под влиянием неопровержимых доказательств Пентагон признал, что самолет-шпион совершал разведывательный полет. Были названы все члены экипажа, которые оказались военнослужащими военно-морских сил США в ранге от старшего лейтенанта до рядового. В 2010 году в Лиепае у памятника погибшим морякам и рыбакам была установлена мемориальная табличка. Через два года под именами погибших американцев кто-то вырезал сообщение "Слава ПВО СССР". Власти надпись затушевали и закрасили, сделав ее почти незаметной. Через некоторое время та же надпись была нацарапана заново.