Дело времени
Кто в Москве следит, чтобы часы не спешили?

Дело времени

Текст: Сергей Бабкин
Глубокая московская ночь, полупустынные улицы, "чириканье" светофоров. Чем бы таким заняться? Самое время смотреть на часы. Так считают сотрудники "Службы времени". Это такая организация, где работают монтажники-электрики высочайшей квалификации. И пока никто не видит, они объезжают московские улицы и следят, чтобы часы на столбах не отставали и не спешили.

"Хоть сейчас у каждого москвича есть мобильник, время мы все равно по привычке сверяем по уличным часам", - рассказывает нам руководитель электромомонтажных бригад и мастерских "Службы времени" Вячеслав Семенов. Вот почему горожане практически каждый день звонят в диспетчерскую и интересуются, правильно ли идут часы. И если нет, то скоро ли их починят.

Сейчас в городе в общей сложности 1082 часовых установки на улицах. В основном их можно увидеть на фонарных столбах вдоль дорог, часть находится в скверах. Как успеть выставить точное время на всех сразу? Современные московские часы получают данные о времени со спутника. И с помощью модуля GPS/ГЛОНАСС, по сути, сами его выставляют. "Все городские часы автономные, - отмечает Вячеслав. - Скажем, хакерам взломать их никак не удастся". Днем электрочасы работают на встроенном аккумуляторе, с наступлением темноты - от уличного освещения. Если вдруг случится авария, аккумуляторы способны поддерживать работу механизмов в течение 72 часов.

Допустимый норматив отклонения от точного времени - плюс-минус 3 минуты. Но если даже такое расхождение наблюдается - значит, с часовым механизмом что-то не так. Надо снимать и ехать в мастерскую разбираться. Или, например, фура задела столб с часами - тоже нужна замена. И к тому же никто не отменял регламентные работы, чистку стекла... Поэтому в 22:00 на службу заступает "ночной дозор".

"А что поделаешь? Мегаполис, - объясняет Вячеслав. - Только ночью есть шанс подъехать к часам. Днем - слишком интенсивное движение". В светлое время бригады выезжают только на срочные восстановительные работы. Впрочем, московские водители и ночью не спят. Чтобы обезопасить "часовых", в каждый ночной рейс берут машину безопасности. Сначала ставят знаки объезда, потом фургон с мерцающей стрелкой на дверях и только потом - автовышку. Она нужна, поскольку часы нередко расположены на высоте 3-4-этажного дома.

"Мы берем на службу не просто профессионалов, а тех, у кого есть допуск к высотным работам, - говорит руководитель "Службы времени". - И потом - они должны быть крепкими". Во всех смыслах крепкими. Во-первых, психологически. Не каждый выдержит ночные смены до рассвета. Ну и хилякам не место в "Службе времени". Эти "часики" за стеклом на столбах только кажутся миниатюрными. В Москве как-то висели часы, которые весили больше центнера. Их, правда, уже заменили моделью полегче. Но все равно 50 кило попробуй подними, да еще стоя в люльке над ночной дорогой! К счастью, снимать установку приходится не каждый раз. Чтобы выставить точное время, мастеру достаточно подключить пульт управления к электронному блоку...

Фото: Сергей Бабкин/ РГ

И вот наступает утро, дозор засыпает, просыпаются горожане. И в такт мегаполису синхронно движутся стрелки 1082 часов. Если вы заметите, что какие-то из них отстали или ушли вперед - звоните +7(499)267-30-71. Звоните днем и ночью. Диспетчерская работает круглыми сутками. Чтобы москвичи никогда не теряли точное время.

Выбор редакции