издается с 1879Купить журнал

"Шаляпин в юбке"

Так называли ныне забытую звезду дореволюционной оперы Веру Петрову-Званцеву

Современники не случайно называли ее "Шаляпиным в юбке": драматизм и манера исполнения, диапазон и сила голоса позволяли делать такое сравнение. Среди ее партнеров по сцене выдающиеся певцы: М. Бочаров, Н. Веков, С. Друзякина, Н. Забела-Врубель, М. Максаков, П. Оленин, Н. Сперанский, Е. Цветкова, В. Шкафер. Выступала она и с самим Федором Шаляпиным на сцене Московской частной русской оперы, на Нижегородских ярмарках, на концертах. К сожалению, время сохранило лишь малую толику свидетельств жизни этой выдающейся русской певицы конца XIX - начала XX вв.

Признание Колонна

Один из крупнейших французских дирижеров, Эдуард Колонн, слывший жестким руководителем оркестра, был приглашен в 1901 г. в оперу Сергея Зимина для новой постановки. Именно тогда он услышал Веру Николаевну в роли Далилы. Потрясенный красотой и мощью исполнения, он замер, перестал дирижировать, затем поднялся на сцену и сердечно расцеловал исполнительницу, сказав, что сам автор оперы "Самсон и Далила" был бы не менее ошеломлен, оказавшись свидетелем "этого чуда, этого живого воплощения весны, томления и погибельного очарования"1.

Партию Далилы французский композитор Сен-Санс написал и посвятил певице Полине Виардо (меццо-сопрано). В ее голосе, по мнению музыкальных критиков, соединялась изысканная техника с изумительной страстью. Колонн - ближайший друг композитора Сен-Санса, искушенный лучшей музыкой и первыми голосами Европы, высоко оценил талант русской певицы В.Н. Петровой-Званцевой. Самые известные и влиятельные дирижеры того времени - Артур Никиш и "оркестровый гений" Рихард Штраус - уговаривали ее перейти на другие сценические площадки, выступать в операх Вагнера в Европе. Но певица отвечала отказом, объясняя, что ее привлекают роли, дающие простор для вокально-сценического мастерства на русской сцене.


Московская консерватория. Открытка. Начало XX в.

"Зачислить, и немедленно!"

Вера Петрова родилась 13 сентября 1875 г. в Саратове. Отец рано ушел из жизни, не оставив почти никаких накоплений семье. Поэтому с детства Вера привыкла опираться на свои силы, трудом и прилежанием добиваться намеченных целей. Музыкальное дарование проявилось у нее с ранних лет. В женской гимназии хоровой класс вела С.Г. Логинова - ученица выдающейся оперной певицы и педагога Д.М. Леоновой. Она-то и приметила девочку и стала с ней заниматься. После гимназии у Веры Петровой и сомнений не оставалось, кем быть. Конечно же, певицей! Но как девушке из небогатой семьи воплотить свою мечту в жизнь? Накопив на билет, она отправилась покорять Москву.

История поступления в Московскую консерваторию заслуживает особого внимания. Услышав девушку, директор В.И. Сафонов был потрясен природными данными и профессиональной постановкой голоса. "Зачислить, и немедленно!" - был его вердикт.

Вера, опомнившись от охвативших ее первых чувств, вдруг четко осознала, что жить ей в Москве не на что и не у кого. Она честно рассказала об этом В.И. Сафонову и, сославшись на неотложные семейные дела, уехала домой. Но Василий Ильич разыскал ее, отправив в Саратов телеграмму на имя директора музыкального училища с просьбой "отыскать молодую девушку Петрову В.Н., которая учится пению у С.Г. Логиновой и о которой я ничего не могу больше сказать, кроме того, что при ее природных голосовых данных и исключительной музыкальности было бы непростительным грехом не помочь ей продолжать дальнейшее музыкальное образование. Зная из ее слов о затруднительном материальном положении ее семьи, я уже устроил ей стипендию в консерватории"2. Веру зачислили сразу же на 3-й курс консерватории в класс В.М. Зарудной - лучшего в то время педагога по вокалу.


Семейный и творческий союз

Там же, в консерватории наша героиня познакомилась со своим будущим мужем Николаем Званцевым - актером, режиссером, композитором, певцом и художником, внуком издателя, писателя и журналиста Н.А. Полевого3, а со стороны отца - потомком крестника самого императора Павла I4 - Петра Павловича Званцова, пленного сына турецкого паши, получившего русское подданство и дворянство.

Николай Званцев обучал студентов Московской консерватории сценическому мастерству. Семейная легенда гласит, что однажды он увидел на репетиции Веру, активно вживающуюся в образ рубинштейновского ангела. Сцена ему не понравилась, и он произнес: "Это что еще за чучело?" Злопыхатели тут же донесли эти слова до девушки, которая очень обиделась. Состоялись объяснения. Но вскоре молодые сблизились и поженились. Н.Н. Званцев стал первым поклонником таланта жены, ее ангелом-хранителем в жизни и на сцене. Работая в театре с К.С. Станиславским, он применял его систему обучения при разучивании ролей с женой. Благодаря такому творческому союзу природный талант Веры Николаевны раскрылся в полную силу.

Вера и Николай Званцевы были необыкновенно счастливы в браке, они воспитывали двух дочерей - родную Евгению (1898) и приемную турецкую девочку Татьяну (1913), которая впоследствии стала женой академика Г.В. Логвиновича.

В.Н. Петрова и Н.Г. Райский. Опера "Заза".


Разочарование Льва Толстого

Наступил 1897 г. - время окончания Московской консерватории. Выпускники под руководством В.И. Сафонова готовили постановку в русском переводе первой лирической оперы А. Рубинштейна "Ферамос" на сцене Большого театра. Премьера состоялась 26 апреля. Роль Лаллы Рук - принцессы Индостана, исполняла В.Н. Петрова. После премьеры с ней заключило контракт Оперное товарищество Н. Унковского, певица дебютировала в Орле, Ельце, Курске и других городах России.

На одной из репетиций 19 апреля присутствовал граф Л.Н. Толстой, трудившийся в тот момент над статьей "Об искусстве"5. Он пытался понять, что такое искусство, как формируются его эстетические начала, кому оно предназначено, должно ли искусство пониматься многими людьми или только избранными? Как оно должно воздействовать на человека?

Лев Николаевич, увидев "кухню" спектакля, был глубоко разочарован; раскритиковал репетицию, сюжет, костюмы, поведение артистов, хористов, дирижера. И вдруг задался другим вопросом: стоит ли искусство жертв, приносимых ему деятелями культуры? А жертвы, по мнению Толстого, были. Ведь режиссер кричал на артистов и хористов, унижал их, заставлял по многу раз повторять одну и ту же фразу. Репетиция продолжалась несколько часов и была для артистов утомительна... Кроме того, писатель посчитал пошлостью и безнравственностью, глупой фантазией сам сюжет оперы. Полуголые руки и ноги певцов, костюмы артистов вызывали в нем отвращение. Раньше Толстой сравнивал искусство с божественным началом, его чистотой и святостью, христианским братством. А вот искусство художественной элиты показалось ему безнравственным.

В.Н. Петрова-Званцева. Опера "Жизнь латинского квартала".


Московская частная опера

Девятнадцатое столетие называют золотым веком оперного искусства. В то время огромный успех имели постановки опер Д. Россини, Д. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнера; из русских композиторов наиболее популярны были М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн. Постановки новых опер становились крупными общественными событиями, а актеры - кумирами публики.

В конце XIX в. в России складывалось оперное искусство нового типа, когда сцена стала принадлежать не только музыке. Важную роль стали играть декорации, режиссура, игра певцов-артистов. Пионером стала Московская частная русская опера, которую содержал известный промышленник Савва Мамонтов (1841-1918). Он любил повторять, что его главный талант - находить таланты. Труппа театра состояла из выдающихся русских и итальянских исполнителей. Декорациями и костюмами занимались известнейшие художники В.Д. Поленов, братья Васнецовы, К.А. Коровин, М.А. Врубель, В.А. Серов. Первым дирижером был итальянец Э. Эспозито, вторым - С.В. Рахманинов, который писал, что "Мамонтов был рожден режиссером, и этим, вероятно, объясняется, почему его главный интерес сосредоточился на сцене, декорациях и на художественной постановке. Он выказал себя в этой области настоящим мастером и специалистом дела и окружил себя такими талантливыми сотрудниками, как художники Серов, Врубель и Коровин. Много раз я слышал, как Мамонтов давал советы даже Шаляпину"6.

22 октября 1899 г. в партии Любаши ("Царская невеста") Вера Николаевна дебютировала на сцене Частной оперы. На премьере присутствовал сам автор - Н.А. Римский-Корсаков. Критики не скупились на восторженные отзывы. "Снаряжай скорее, матушка, родимая" Петрова-Званцева пела "а капелла", без сопровождения оркестра, и зал, как завороженный, внимал каждому слову певицы. С этого самого момента и навсегда имя В.Н. Петровой-Званцевой неразрывно связано с именем великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. По настоянию последнего Вера Николаевна стала первой исполнительницей труднейшей партии "Кащеевны" в опере "Кащей Бессмертный". Образ Кащеевны, созданный певицей, был сказочно-зловещим, правдивым, и от него веяло недоброй силой. Артистка имела невероятный дар перевоплощения, она стала одним из лучших интерпретаторов женских образов в операх Н.А. Римского-Корсакова7.

В.А. Римский-Корсаков, М.М. Ипполитов-Иванов, В.Н. Петрова.


Покорение Берлина

Вера Николаевна участвовала и в "Исторических концертах" Сергея Василенко с произведениями Вагнера. В сезонах 1908-1909 и 1911-1912 гг. с большим успехом концертировала в Берлине и Лейпциге, где исполняла произведения русских композиторов. При первых же звуках голоса Веры Николаевны Берлинский оркестр в полном составе встал и начал неистово аплодировать. Когда музыкантов спросили, что же произошло и почему оркестр прервал репетицию, то они сказали, что никогда не слышали столь прекрасного исполнения. Что же говорить о публике? Она забросала цветами автомобиль русских артистов.


Тысяча Кармен

Вера Николаевна обладала голосом меццо-сопрано большой силы, необычайной легкости, теплого тембра и обширного диапазона, ярким артистическим темпераментом, неординарной манерой исполнения. Одной из самых блистательных ее ролей стала Кармен8. В этой роли она выступала на сцене более тысячи раз! Сергей Василенко - известнейший дирижер и композитор, писал: "Вспоминая об исполнителях, назову в первую очередь Веру Николаевну Петрову-Званцеву, с колоссальным успехом выступавшую в Частной опере Саввы Мамонтова. Она обладала обаятельным, неповторимым голосом и, кроме того, являлась замечательной драматической артисткой. Создание ею роли Кармен сводило с ума москвичей: в дни исполнения этой оперы театр был переполнен. Я видел за границей первую создательницу роли Кармен - знаменитую Борги, но Вера Николаевна создала свой особенный, потрясающий образ, если так можно выразиться, "русской Кармен"9.

В.Н. Петрова-Званцева в роли Кармен.

За свою сценическую карьеру В.Н. Петрова-Званцева исполнила более 40 ролей. Один из последних концертов артистки состоялся в феврале 1927 г. В 1913 г. художник К.С. Петров-Водкин запечатлел певицу на портрете.

Необыкновенной красоты голос В.Н. Петровой-Званцевой мы и сегодня можем услышать со старых грампластинок. По воспоминаниям очевидцев, одно только появление ее на сцене вызывало у москвичей бурные овации, а во время репетиций певицы в зале дрожали окна.

Вера Николаевна более 20 лет вела педагогическую деятельность, обучая студентов Московской народной консерватории, музыкальных техникумов им. В.В. Стасова и А.К. Глазунова, вела музыкальный кружок по сольному пению в ОГПУ. А в своей alma mater - Московской консерватории работала профессором. Ушла она из жизни 11 февраля 1944 г. и похоронена на Новодевичьем кладбище10.

Музыкальный критик Н. Кочетков писал: "Будет ли опера музыкальной драмой или она превратится в какую-либо иную форму искусства. Но когда слушаешь таких певиц, как Петрова-Званцева, хочется верить, что опера останется не спортом, не состязанием певцов на силу голоса, не дивертисментом в костюмах, но глубоко содержательной, вдохновенной сценической формой театрального искусства"11.

В.Н. Петрова-Званцева. Опера "Садко". 1912 г.


  • 1. Россихина В.П. Оперный театр С. Мамонтова. М., 1985. С. 10, 191, 200-205, 209.
  • 2. Стипендия была устроена из директорского фонда С.И. Сафонова.
  • 3 Горощенова О.А. Династия Полевых: "Сеять разумное, доброе, вечное..." Иркутск, 2010./
  • 4. Званцев П.М. Родословная Званцевых, круг общения и вклад в отечественную культуру // Известия русского генеалогического общества. СПб., 1995. Вып. 4. С. 84.
  • 5. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. М., 1983. Т. 15. С. 41-21.
  • 6. Воспоминания С.В. Рахманинова [Электронный ресурс] - URL: http://senar.ru/articles/memoirs/ (дата обращения: 10.04.2018).
  • 7. Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. Л., 1975. С. 81-82, 104, 105.
  • 8. Боровский В. Московская опера С.И. Зимина. М., 1977. С. 174.
  • 9. Василенко С. Страницы воспоминаний. М.-Л., 1948. С. 144-147.
  • 10. Пружанский А.М. Отечественные певцы (1750-1917). Словарь. М., 1991. С. 398-399.
  • 11. Московский листок. 1900. N 1.

Пластинки с записями Петровой-Званцевой: ария "Хабанера" из оперы Бизе "Кармен" (1908 г.); ария Любаши из оперы Римского-Корсакова "Царская невеста" (1909 г.).