издается с 1879Купить журнал

"Бомба" в отцовском конверте

Собственное расследование читателя "Родины" раскрыло одну из загадок знаменитой "атомной тетради"

В июльском номере за 2018 год "Родина" рассказала об Илье Старинове - легендарном асе разведки и диверсионного дела, покрывшем себя славой на многих фронтах Великой Отечественной войны. Мой отец был хорошо с ним знаком и состоял в переписке. Из нее я и узнал о том, что Старинов был причастен к обнаружению знаменитой "атомной тетради".

"Много формул, графиков, схем..."

Вот что Илья Григорьевич сообщил моему отцу, поздравив его с Новым 1975 годом:

"...В ночь на 23 февраля 1942 года был совершен налет на гарнизон противника Коса Кривая на северном побережье Таганрогского залива. В результате налета гарнизон был уничтожен, захвачены пленные, трофеи, в том числе и важные документы. Старшина (в то время еще рядовой красноармеец. - Авт.) Репин М.А. доставил среди других документов и толстую тетрадь. Командующий 56й армией генерал В.В.Цыганов мне ее вернул, сказав, что в ней нет событийных записей, а пишется о взрывах, эрзацах и т.д. Я попросил прочитать ее тех преподавателей Ростовского университета, которые хорошо знают немецкий язык. В тетради было много формул, графиков, схем.

Народный комиссар обороны СССР Климент Ворошилов пожимает руку капитану Илье Старинову. 1937 год.

При отъезде из Ростова я показал тетрадь (командующему фронтом Р.Я.) Малиновскому, тот посоветовал передать ее в аппарат Уполномоченного ГКО (Государственного комитета обороны) по науке С.В. Кафтанову. С согласия начальника инжвойск КА (Красной Армии) я так и сделал. Передал ее ответственному работнику (аппарата), доктору химических наук С.А. Балезину (степень доктора наук Балезин получил позже, только в 1943 г. - Авт.), и он в ней обнаружил, что в тетради отнюдь не фантазия, а реальные суждения о возможности использования атомной энергии в военных действиях..."


Уникальная радиомина Ф-10, с помощью которой И.Г. Старинов осенью 1941 года по закодированному радиосигналу из Воронежа подорвал в Харькове штаб начальника харьковского гарнизона генерала Георга фон Брауна.

Проверено: мины есть!

Откуда у Старинова были столь доверительные отношения с моим отцом? С конца 1941 года и до окончания весны 1942 года оба были причастны к работе экспериментальных мастерских Ростовского госуниверситета. Отец - как сотрудник кафедры экспериментальной физики, Старинов - как основной разработчик, организатор производства и испытатель нового вооружения в боевых условиях. Уже к середине декабря 1941 года он сформировал специальную группу для устройства минно-взрывных заграждений на подступах к городу. По просьбе Старинова из полка народного ополчения был отозван "ростовский Кулибин" инженер С.В. Гриднев, назначенный начальником секретного КБ по разработке мин нового типа. Среди них - мины, способные к самоликвидации в установленное время, неизвлекаемые мины замедленного действия...

Иван Иванович Буйло, отец автора этой публикации.

Письмо И.Г. Старинова И.И. Буйло.

Каждый месяц из мастерских на фронт увозили до 15 тысяч мин, от которых наступающая немецкая армия несла большие потери. Так, из установленных на подступах к Ростову 70 тыс. мин, 56 тыс. были изготовлены в экспериментальных мастерских РГУ. А диверсионные группы спецбатальона, созданного полковником Стариновым, регулярно участвовали в так называемых "ледовых походах" в тыл к немцам по льду Таганрогского залива. Они уничтожали штабы, захватывали трофейные документы и оставляли "на память" немцам свои уникальные мины.

Из очередного "ледового похода" разведчики и доставили командованию толстую тетрадку со странными записями. Она вошла в Историю как "атомная тетрадь".

Фрагмент "атомной тетради".


Малиновский - Кафтанов - Сталин - Курчатов

Существует множество конспирологических версий по поводу обстоятельств захвата знаменитого трофея. На самом же деле полковнику Старинову, скорее всего, просто повезло. По крайней мере, как рассказывал Илья Григорьевич моему отцу, он и сам долгое время не знал всей ценности этой тетради, почему и просил оценить ее важность сотрудников Ростовского университета. И только после этого показал трофейную тетрадь напрямую командующему фронтом генералу Р.Я. Малиновскому. Они были лично знакомы еще с Испании, где Илья Григорьевич ("камарад Рудольфе") пускал под откос франкистские эшелоны, а Родион Яковлевич ("камарад Малино") обучал воевать испанских республиканцев.

По просочившейся за эти годы в печать информации, в тетради якобы были приведены данные об учреждениях, работающих по германской атомной программе, схемы ядерных превращений урана и энергетические расчеты взрыва урановой атомной бомбы.

Первая отечественная атомная бомба РДС-1.

После этого загадочной тетрадке и был дан ход.

Надо ли говорить, как заинтересовало меня, как физика с университетским образованием, это письмо И.Г. Старинова моему отцу! Однако лишь спустя десять лет, в 1985 году, я обнаружил первое официальное упоминание о находке разведчиков - журнал "Химия и жизнь" опубликовал воспоминания бывшего уполномоченного ГКО СССР по науке профессора С.В. Кафтанова. Именно "атомная тетрадка", утверждал Сергей Васильевич, побудила его и академика А.Ф. Иоффе обратиться в ГКО с письмом о необходимости срочного создания в СССР научного центра по проблемам ядерного оружия. Причем на заседании ГКО от 28 сентября 1942 года, где рассматривалось это предложение, некоторые ключевые ведомства, включая Госплан, были "против".

Ныне рассекреченные документы позволяют восстановить дальнейшую хронологию событий: 28 сентября 1942 года И.В. Сталин подписал Распоряжение ГКО СССР N 2352сс "Об организации работ по урану". Академик Иоффе отказался от предложения руководить этими работами, ссылаясь на пожилой возраст, и назвал кандидатуру 40-летнего профессора И.В. Курчатова. 11 февраля 1943 года Курчатов был утвержден главным руководителем атомного проекта...

Так, в самый разгар войны гигантские усилия и средства нашей страны были перенаправлены на создание принципиально нового вида оружия - атомной бомбы. Конечно, добытые позже американские чертежи сэкономили нашей стране до двух лет работы. Но если бы к тому времени в СССР не развернули собственную атомную промышленность (для этого от электричества отключались целые города!), никакие чертежи не помогли бы нам конкурировать в атомной гонке.

Трофейная тетрадь оказалась той каплей, которая запустила механизм создания супербомбы в СССР. Она была успешно испытана 29 августа 1949 года...

Нынешнее местонахождение "атомной тетради" мне не известно. По некоторым данным, она хранится в музее Института атомной энергии им. И.В. Курчатова.

Могила Ильи Старинова.