Эдвард Мунк и "суровый стиль" 1960-х: 5 лучших выставок апреля

Музей-квартира Исаака Бродского

Третьяковская галерея. Эдвард Мунк

17 апреля в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открывается выставка "Эдвард Мунк" - совместный проект Третьяковки с норвежским Музеем Мунка. Для нас это первая экспозиция работ норвежского художника подобного масштаба - тем более ценная, что в российских музеях его произведения практически не представлены. Исключение составляют две работы, графическая и живописная, из собрания ГМИИ им. Пушкина, которые также вошли в экспозицию. Из Музея Мунка в Осло в Москву привезли 64 и 35 графических работ художника, 14 фотографий и мемориальные предметы, в том числе, книги из его личной библиотеки.
Для тех, кто знает Эдварда Мунка (1863 - 1944) только по его знаковым работам - "Крик" или "Меланхолия", эта выставка - исключительная возможность обстоятельно познакомиться с его творчеством, в том числе, с характерными приемами экспрессионизма, оказавшими влияние на всю европейскую культуру.

В своих работах Мунк вырабатывал собственный визуальный язык, непосредственно передающий базовые человеческие состояния и переживания. А поскольку художник был склонен к меланхолии и отличался трагическим мировосприятием, в его работах всегда присутствовали драматические сюжеты: страх, одиночество, ревность, взросление. Все это очень точно транслировало висевшее в воздухе накануне Первой мировой войны предвосхищение катастрофы и состояние послевоенной потерянности, когда произошел слом привычных ценностей.

Экспозиция поделена на несколько разделов - "Портрет", "Автопортрет", "Пейзаж", "Художник и модель", "Графика, "Фотография". Ее центральная часть - цикл "Фриз жизни", задуманный в свое время художником как серия работ, "которые вместе должны создавать картину жизни". В него входят знаменитый "Крик" - в Москву привезли самый ранний графический эскиз этой работы, "Поцелуй", "Вампир", "Пепел", "Метаболизм. Жизнь и смерть" и другие знаковые произведения. Еще одна сквозная тема выставки - "Мунк и Достоевский": русский писатель оказал огромное влияние на мироощущение и творчество Мунка, и тот написал о нем отдельную монографию.

Адрес: ул. Крымский вал, д.10, Новая Третьяковка. До 14 июля.

Государственный музей Востока. "Под ветвями цветущей сакуры. Куклы Оно Хацуко"

На открывающейся 19 апреля выставке покажут около 30 кукол, созданных художницей Оно Хацуко (1915-1982), одного из признанных представителей кукольного жанра не только в Японии, но и в мире. Оно Хацуко вполне могла стать художником или дизайнером одежды - именно в этих направлениях она делала свои первые шаги в искусстве. В 16 лет она изучала рисунок и европейскую живопись, а затем довольно долго пробовала себя на поприще модельера. Все эти навыки помогли ей на следующем этапе, связанном с изготовлением кукол.

Начиная с 1960-х Оно Хацуко стала участвовать во всех значительных в Японии выставках художественно-прикладного искусства и специальных кукольных показах. Впрочем, широкая слава пришла к ней уже после смерти, в 2000-х годах, когда ее дочь занялась организацией кукольных выставок матери в разных частях света. Именно тогда о самобытных персонажах Оно Хацуко, демонстрирующих не только безупречное мастерство создательницы, но и широкую палитру человеческих эмоций и переживаний, заговорили по всему миру.

"Ее куклы можно воспринимать как трехмерные картины укиё-э", - говорил гений польского кинематографа Анджей Вайда. Самодостаточность женственности, кокетство, юмор и состояние внутреннего покоя: персонажи Оно Хацуко как актеры миниатюрного театра скульптур транслируют самые разные человеческие состояния. Весь этот кукольный театр, населенный детьми и разными женскими типажами, актерами театра Кабуки и другими колоритными персонажами и развернется перед посетителями Музея Востока, погружая в свой мир тонкой игрой на нюансах и полутонах. И, конечно, виртуозной техникой исполнения и тонко подобранными аксессуарами и тканями.

Адрес: Никитский б-р, д. 12-а. До 19 мая.

Центр фотографии имени братьев Люмьер. "Французские каникулы Жана-Даниэля Лорье"

Выставка французского фотографа Жана-Даниэля Лорье, чье имя ставят рядом с такими легендами модной фотографии как Хельмут Ньютон и Ги Бурден, открылась 4 апреля при участии самого 83-летнего виновника события. Кавалер Ордена Почетного легиона и Ордена Искусств и Литературы, свой первый профессиональный снимок он сделал на алжирской войне, куда его отправили служить штатным фотографом. Работы того периода отражали самые страшные стороны жизни, и возможно именно поэтому через несколько лет Лорье выберет для себя жанр, полностью противоположный военному репортажу. Он получит признание как специалист по ярким и беспечным по характеру фотографиям с участием самых красивых людей мира - актрис, знаменитых певцов и моделей.

Впрочем, славе предшествовала учеба в студии Harcourt, известной по черно-белым портретам с драматической игрой света и тени, знакомство с первыми актерами Франции и роман с Джеральдиной Чаплин, познакомившей его с Пьером Карденом. Ну а дальше история завертелась сама собой: съемки ля журналов Vogue, Harper’s Bazaar  и L’Officiel, модных домов Dior, Lanvin и Céline, дружба с Шарлем Азнавуром , Дэвидом Линчем, Изабель Аджани, Карлой Бруни и другими "первыми лицами" обложек и экранов.

Лорье довелось снимать моду в благодатные 1970-1980-е: когда почти любой знаменитости можно было запросто позвонить по телефону или предложить во время съемки какой-нибудь незапланированный творческий эксперимент. Целью его работ стало создание в кадре безоблачной атмосферы dolce vita - того, к чему позже приклеится определение "гламур". Искусство модной фотографии было на взлете, и Лорье ездил по всему миру в поисках "рая на земле": как он потом признавался - чтобы "выразить в своих фотографиях свободу и счастье".

Свои полные красок и контрастов фотографии с участием самых красивых моделей он снимал на Маврикии и Сейшельских островах, в Тунисе и Марокко - везде, где было достаточно солнца, яркого, как бирюза, безоблачного неба и пронзительно-синего моря. Брук Шилдс в белом купальнике на руках темнокожих водолазов, по-юношески задорная желто-синяя обложка для журнала Ragazza Pop, грустная улыбка Шарля Азнавура: выставка представляет тот полный красок и немного наивный мир Жана-Даниэля Лорье, который он выстраивал всю свою жизнь.

Адрес: Болотная набережная, 3, стр. 1. До 23 июня

Всероссийский музей декоративного искусства. "Не Фаберже единым... Пасхальные шедевры Кустарного музея"

Идти на эту выставку стоит уже потому, что Всероссийский музей декоративного искусства извлечет из архивов одну из своих малоизвестных коллекций, скрытых от глаз широкого зрителя на протяжении последних ста лет: собрание точечных деревянных пасхальных яиц. В начале ХХ века деревянные яйца-футляры, в которые помещались драгоценные пасхальные подарки, были одними из главных фигурантов пасхальных праздников. Центром по изготовлению самых изысканных красочных футляров считался густонаселенный мастерами по росписи дерева Сергиевский Посад. Ремесленники работали по эскизам, создававшимся в Торгово-промышленном музее кустарных изделий, который располагался в Леонтьевском переулке в Москве. Пасхальные яйца-футляры были только одной из многочисленных специализаций работавших здесь художников-прикладников, которыми руководил Николай Дмитриевич Бартрам: они также занимались разработкой мебели, интерьеров и игрушек. Самые удачные образцы авторских деревянных пасхальных яиц включались в собрание музея - чтобы по ним можно было заказать точные копии.

На выставке представлено 60 предметов, большинство которых выполнены в русском стиле: изделия демонстрируют характерные для разных регионов орнаменты, резьбу, техники выжигания по дереву, полировки или тончайшей тонировки. На некоторых яйцах-футлярах разворачиваются живописные сюжетные композиции из книжных иллюстраций Серебряного века.

Адрес: Делегатская ул., д. 3. До 3 июня

Институт русского реалистического искусства. "Пора разобраться!"

Развернутое название выставки - "Архив Александра Каменского. Художники и критики". Александр Каменский - известный советский и российский искусствовед, художественный критик, оставивший после себя внушительный культурно-исторический архив, который охватывает временной отрезок с 1945 года до начала 1990-х. Например, в него вошли монументальные работы о творчестве Марка Шагала, Мартироса Сарьяна и Сергея Коненкова; исследование творчества художников-"семидесятников" и "восьмидесятников". Отдельного упоминания заслуживает придуманный Каменским и вошедший в широкий обиход термин "суровый стиль", отражающий искусство его современников, поколения "шестидесятников".

"Пора разобраться!" - название его статьи, написанной за несколько месяцев до печально известных событий, произошедших на выставке "30 лет МОСХа" в Манеже, когда посетивший ее Никита Хрущев в пух и прах разгромил работы художников и практически подвел черту под коротким периодом "оттепели" в искусстве. Каменский был идеологом и соавтором той выставки, и впоследствии отчаянно защищал объявленных "формалистами" художников.

Александр Каменский и его работы стали отправной точкой выставочного проекта в ИРРИ: почти полувековая история страны рассматривается через призму его оцифрованных и выложенных в открытый доступ архивных работ. Документы эпохи будут иллюстрироваться произведеними ее героев: среди хитов выставки - "Вид в сад" Марка Шагала, "Нефтяник" Таира Салахова, "Лето. Июль" Виктора Попкова, "Завтрак" Андрея Васнецова, никогда не выставлявшийся вариант картины "Очередь" Алексея Сундукова, "Картошка" Роберта Фалька и это еще неполный список.

Адрес: Дербеневская наб., 7, стр. 31. До 11 августа