Милорад Додик: Мы не будем рисковать дружбой с Россией

В интервью "Российской газете" Милорад Додик, председательствующий в Президиуме Боснии и Герцеговины (БиГ), рассказал об особых дружественных отношениях с Россией, а также стремлении Запада втянуть республику в НАТО.
Александр Борисов

В июне вы намерены посетить Петербургский международный экономический форум. Чего ожидаете от мероприятия? В каком направлении развиваются отношения БиГ с Российской Федерацией?

Милорад Додик: Я регулярно посещаю этот форум и считаю его одним из ключевых в мире с экономической и политической точек зрения, тем более что мероприятие мирового масштаба проходит под патронажем президента РФ Владимира Путина. На ПМЭФ имеется прекрасная возможность ознакомиться с достижениями российской экономики. Поэтому для нас - Республики Сербской (РС) важно быть представленными в Санкт-Петербурге. Напомню, что ключевые договоры с Российской Федерацией об участии компаний из РФ в проектах в РС были заключены на ПМЭФ. Для нас крайне важно возобновить переговоры о возможном подключении республики к проекту "Турецкий поток".

В последнее время протесты захлестнули Сербию, Албанию, Черногорию, были они и в Боснии и Герцеговине, в частности в Республике Сербской. Некоторые СМИ поспешили объявить о начале "Балканской весны". Как бы вы охарактеризовали ситуацию в регионе? Кто заинтересован в дестабилизации обстановки в нем?

Милорад Додик: В балканском регионе продолжаются эксперименты Запада. На Балканах все еще остаются незавершенными различные конфликты, что сохраняет возможность для Запада, в случае необходимости, опять осуществить интервенцию. При этом в регионе превалируют двойные стандарты: то, что позволяется одному народу, другому не разрешено. В частности, с одной стороны - налицо создание "этнически чистой" Хорватии и объявление этого большим достижением, а с другой происходит отрыв Косово и удержание Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины, которая фактически не функционирует. Таким образом, можно увидеть негативные намерения в отношении только одного народа - сербского. Сейчас в руководстве Республики Сербской и Сербии прекрасно осознают, что необходимо предпринять для недопущения насилия, попыток нелегитимного захвата власти со стороны людей, действующих в интересах Запада. Мы на выборах получили однозначную поддержку народа и должны оправдать его доверие.

Согласно Вашим заявлениям, если Косово получит место в ООН, то Республика Сербская тотчас же объявит о своей независимости, а Сербии и РС предстоит долгий путь перед объединением. Верите ли вы, что на Балканах может появиться единое сербское государство?

Милорад Додик: Верю, конечно. Я верю, что это произойдет обязательно, и это было бы честно. Если это позволяется другим, почему не может быть разрешено сербам. Если мы внимательно посмотрим исторический процесс, то и ранее реализуемые на Балканах британские концепции не позволяли сербам создать сильную Сербию, как народное государство, в том числе и после наших больших страданий во время мировых войн. В созданной же Югославии сербский национальный вопрос был заретуширован. При этом сербы вместо победителей и пострадавших в ходе Второй мировой войны вновь были притеснены, их права были урезаны не только коммунистической идеологией, пропагандирующей братство и единство, но и за счет растущего здесь национализма, прежде всего, хорватского. Это и привело в конечном итоге к развалу Югославии.

Сколько будет продолжаться паралич власти в БиГ? Почему передача Ежегодной национальной программы в Брюссель и, как следствие, активация Плана действий по членству в НАТО для БиГ стали условием для формирования новых боснийских органов власти?

Милорад Додик: Идет тяжелая борьба, которую ведут определенные политические силы. Их конечной целью является втягивание Боснии и Герцеговины в НАТО. С другой стороны мы - представители Республики Сербской не хотим членства в Североатлантическом альянсе. Мы помним, что НАТО бомбило и нас - РС, а позднее и Сербию. Историческим фактом является то, что в ходе югославского конфликта хорваты и бошняки пользовались поддержкой натовцев. Поэтому, естественно, они стремятся ускорить процесс евроатлантической интеграции БиГ. Они верят, что после этого получат еще большую политическую поддержку на Западе, поскольку НАТО - это не только военная, но и политическая организация. Для сербов из БиГ сам вопрос сближения с альянсом, бомбившим нас, является унижением.  Кроме того, мы не хотим прохождения натовской границы с Сербией по реке Дрине. Мы не желаем лишаться из-за этого политической автономии, а также терять нашего друга - Россию.

Планируете ли Вы и в этом году 9 мая принять участие в прохождении уже традиционного "Бессмертного полка" в Баня-Луке? Что лично для вас значит эта акция?

Милорад Додик: Все предыдущие годы я принимал участие в "Бессмертных полках", выступал одним из организаторов данной акции. К сожалению, со стороны тех, кто был на стороне захватчиков и преступников, не прекращаются попытки пересмотра итогов Второй мировой войны, реабилитации фашистских пособников. Крайне важно, что Россия начала столь важную международную акцию. Естественно, мы сразу поддержали ее в Республике Сербской. Сербы прошли через неимоверные ужасы, творимые здесь.. Главными своими врагами усташи тогда объявили православных сербов. Они хотели решить сербский вопрос радикально: треть - уничтожить, треть - насильно сделать католиками, треть - выселить в Сербию. Мы - сербы храним память о наших предках, их подвигах и страданиях.

Прославленный режиссер Эмир Кустурица стал вашим официальным советником. Какие советы он дает, чем помогает?

Милорад Додик: Его поддержка крайне важна для меня. Он является моим другом, большим интеллектуалом, способным разъяснять суть проблем, избегая бюрократических выражений. Эмир помогает мне разбираться в хитросплетениях глобальных процессов. Я дорожу тем, что он рядом и содействует мне в принятии тех или иных решений.   

Вы очень много сил отдаете работе. Остается ли время для общения с семьей? Как Вы отдыхаете?

Милорад Додик: В последние годы мне удается расслабиться в окружении моих внуков, которых у меня уже шестеро. С ними я погружаюсь в другой, беззаботный мир. С ними все по-другому. Я даже приступил к изучению их игр, чтобы облегчить наше общение. А также с удовольствием иногда смотрю с ними и мульфильмы.