За это обилие идей, эмоций, новых звуков, мелодий и не банальное сочетание инструментов из джаза, рока, классики, а иногда и восточной музыки Стэнли Кларка и любят во всем мире. Хотя теперь ему понравилось соединять джаз уже и с фанком - музыкой бодрой, экспрессивной и снова модной. Именно таким получился новый альбом Message, посвященный музыкантам, которые оказали на Кларка наибольшее внимание - Чаку Берри, Элу Джерро, Тому Петти, Джорджу Дюку…
Накануне премьеры, которая состоится 17 апреля в Московском международном доме музыки, Стэнли Кларк ответил на вопросы обозревателя "РГ".
Вы постоянно чем-то удивляете. То в вашей группе играл наш бывший соотечественник, а на сцену выходила японская пианистка. А то, как теперь - в шоу участвуют два клавишника и рэпер/битбоксер, а вы заявляете, что зрители смогут "повеселиться на славу". Джаз и должен быть таким непредсказуемым еще до концерта?
Стэнли Кларк: Поэтому я долго выбираю, с кем гастролировать. Теперь играю с группой молодых музыкантов. Мне нравится, что они заряжают меня энергией, и могут быть настолько бесстрашными, какими бывают люди, наверное, только в молодости. А еще новички постоянно приносят свежие идеи. Мне нравится их изучать и порой использовать в нашей музыке.
Мой главный принцип в специальных турах (то есть посвященных премьерам альбомов, - "РГ") прост - играть только с музыкантами, которые также считаются лучшими в своих амплуа. Поэтому я гастролировал и с Чиком Кориа, и с Ленни Уайтом, и с моим приятелем Джорджем Дюком. И, конечно, с Жаном-Люком Понти, Стюартом Коуплендом...
Концерты с такими парнями держат меня на вершине моей собственной игры и не дают расслабляться.
Новый альбом - самый необычный и разноплановый из всех записанных вами. Это от того, что он посвящен столь разным музыкантам, как Чак Берри и Эл Джерро?
Стэнли Кларк: Большая часть диска была записана во время гастролей. И поэтому заняла четыре или пять месяцев. Долго. Зато никакой спешки не было: в студию мы заходили почти как на отдых. И участники группы, не торопясь, сочиняли композиции, которые отражали их мировоззрение, проявляли универсальность в разных музыкальных жанрах. Многое из этого, что им удалось, я бы не написал за миллион лет. А, может быть, и вообще никогда (улыбается).
Вы всегда бодры и в отличной форме, даже если вчера прилетели с концерта в Австралии. Научите: что помогает вам сохранять энергетику и хороший настрой во время туров?
Стэнли Кларк: Мы стараемся бронировать отели с тренажерными залами, чтобы наутро после концерта я мог заняться спортивными тренировками. Ведь во время гастролей, и вправду, требуется немало выносливости.
А еще я много лет занимаюсь боевыми искусствами. Думаю, что это - отличный способ расслабиться. Хотя, в основном, я довольно спокойный парень (улыбается).
Это не первые ваши российские гастроли (18 апреля состоится и концерт в Санкт-Петербурге - "РГ"). Что интересует вас в турах помимо музыки?
Стэнли Кларк: В основном я видел Москву и Санкт-Петербург и поражен их архитектурой, достопримечательностями и …звуками. У каждого города ведь есть свой собственный звук, вы уж поверьте музыканту.
Кстати, спасибо, что напомнили: однажды мы с женой купили в Москве красивую скатерть, которая до сих пор украшает наш большой обеденный стол. Думаю, что надо будет присмотреть еще что-нибудь для дома... Хотя больше всего я люблю пополнять коллекцию своих акустических и электрических бас-гитар. Она уже такая большая, что помещается только в хранилище…
Ну а если снова серьезно, то мне всегда хотелось написать музыку на стихи Пушкина и исполнять ее с русскими музыкантами. В вашей стране у меня появилось много друзей-джазменов. Надеюсь, что скоро возьмемся за дело...
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"