1 апреля 2019 г. 14:30
Текст: Геннадий Зайцев (кандидат исторических наук) , Александр Ярков (доктор исторических наук)

Фронт во льдах

Эхо борьбы с гитлеровцами на Северном морском пути звучит до сих пор

О Великой Отечественной войне в советском Заполярье писали и пишут нечасто. А ведь там тоже шли ожесточенные бои, умирали герои. И следы этой войны многократно обнаруживались через много лет после Великой победы. Только 24 сентября 2012 г. командир отряда разминирования Олег Голубев отрапортовал: "Мин в фарватере нет. Обская губа безопасна для судоходства". Казалось, можно бы и поставить точку, но в 2018 г. война напомнила о себе: на мысе Пинегина архипелага Новая Земля гидрографическим судном "Горизонт" обнаружена брошенная метеостанция производства нацистской Германии1.

М. Успенский. Последний бой ледокольного парохода "Александр Сибиряков".
М. Успенский. Последний бой ледокольного парохода "Александр Сибиряков".

Вражеские метеостанции

Союзники преуспели в создании автоматических метеостанций. Немецкая компания "Siemens" изготовила 26 станций "Wetter-Funkgerät Land" (кодовое название "Kurt")", способных аккумулировать и отправлять в эфир на частоте 3940 кГц через каждые три часа информацию. Известно, что 14 из них были размещены в арктических и субарктических регионах, включая даже оккупированную союзниками Гренландию. А вот пять действовали вблизи трасс Северного морского пути (СМП), в том числе на мысе Пинегина и мысе Медвежий, острове Междушарский. Они были обнаружены, демонтированы или просто физически разрушены в послевоенное время. Одной из последних, очевидно, стала "пинегинская", найденная в 2018 году. По некоторым данным, станция была оборудована в августе 1943 г. группой, доставленной на подводной лодке U-703. Сводки с таких станций собирались в военных целях.

Немецкая метеостанция "Kurt".


Война началась до войны

Признаки войны в советской Арктике проявились еще до июня 1941 г. Десятью годами ранее над Ледовитым океаном пролетел дирижабль LZ-127 "Граф Цеппелин", на котором радистом был советский немец Э.Т. Кренкель. Совместная с Германией экспедиция официально имела научные цели: собиралась информация о подвижке льдов, фотографировалась трасса СМП. Преимущества этого пути очевидны - магистраль (14 тыс. км от Архангельска до Владивостока) на 10 тыс. км короче аналогичного морского пути через южные моря. Но собранные данные можно было использовать и в военных целях.

Руководителем созданного 17 сентября 1932 г. управления СМП являлся академик О.Ю. Шмидт. Под его руководством шло сквозное - за одну навигацию - движение судов от Архангельска до Берингова пролива. Он же руководил в 1936 г. проводкой от Ленинграда до Владивостока каравана эскадренных миноносцев. Летом 1940 г. (получив согласие СССР) по трассе прошел вспомогательный крейсер "Komet" ("Ems-45")2, поскольку после пакта Молотова-Риббентропа было достигнуто соглашение о проводке с запада на восток двух немецких сухогрузов, а с востока на запад - 26 вымпелов со свастикой.

"Komet", замаскированный под торговое судно "Donau", шел в сопровождении ледоколов "Иосиф Сталин", "Ленин", "Лазарь Каганович" и подводной лодки Щ-423. Разведав обстановку и покинув советское сопровождение, 10 сентября 1940 г. крейсер сбросил "овечью шкуру", потопив в Тихом океане пять английских судов. Однако главным приобретением стала информация о СМП. В сентябре 1941 г. нацисты запланировали операцию по блокировке трассы.

Схема маршрутов советского конвоя и немецкого тяжелого крейсера "Адмирал Шеер".


Беды от "Адмирала Шеера"

В начале войны в Мурманск переехал штаб уполномоченного Государственного Комитета Обороны. В эту должность вступил дважды Герой Советского Союза И.Д. Папанин. Обладая сведениями советской разведки, он понимал, что трасса СМП (по которому уже шли караваны) не застрахована от нападений. Созданная в августе Беломорская военная флотилия (в ее составе Новоземельская и Карская военно-морские базы) Северного флота имела огромную зону ответственности, куда прорывались гитлеровские субмарины.

Наша полярная авиация была слабой - самолеты имели изношенные моторы и были плохо вооружены. Наскоро переоборудованные гражданские суда, как и устаревшие тральщики, не могли обеспечить проводку караванов.

С лета 1942 г. акватория Карского моря стала операционной зоной германского флота: там присутствовало два крейсера и до 30 субмарин. Они потопили лесовоз "Куйбышев", пароход "А. Сибиряков"3 25 августа принял вызов рейдера "Адмирал Шеер", отправив радиограмму: "Продолжаем бой, судно..." "Сибиряков" также был потоплен.

Гитлеровцы узнали, что с востока должна пройти ЭОН-18 (экспедиция особого назначения) - так была зашифрована проводка кораблей из Тихоокеанского флота на Северный. На траверзе Новосибирских островов советскими моряками была получена радиограмма, что караван ищут крейсеры "Адмирал Шеер" и "Лютцов". В сопровождении "волчьей стаи" субмарин U-209, U-251, U-255, U-456, U-601 и летающих лодок BV-138 они рыскали по морю. Корректировали движение автоматические станции (типа "Крот"), устроенные на безлюдных островах и малопосещаемом берегу Новой Земли.

Бывший адмирал Ф. Руге в книге "Война на море. 1939-1945" пояснил: сводки погоды востребованы в операциях в Заполярье. С этой целью высаживались метеорологические отряды. Руководствуясь их данными, "Адмирал Шеер" (в его трюме содержались пленные с "А. Сибирякова") 27 августа 1942 г. совершил нападение на порт Диксон.

Гарнизон и экипажи наших кораблей заблокировали высадку десанта, и тогда крейсер ушел на поиски ЭОН-18. Ее корабли, между тем, в конце сентября прибыли в Диксон. Увидев разрушения и могилы павших, советские моряки жаждали боя с "Адмиралом Шеером", но военные дороги разошлись. В проливе Югорский Шар ЭОН-18 встретили корабли Северного флота, которые заранее протралили фарватер. 14 октября 1942 г., преодолев 7360 миль, караван вошел в Кольский залив.


Северный флот. Советские корабли, сопровождающие транспорты союзников в Баренцевом море, отражают авианалет противника. 1942 г. / ТАСС

Немецкие субмарины в Карском море

В августе 1943 г. субмарина U-639 установила 16 мин в Печорском море и 24 - в Обской губе. Севернее мыса Желания в Карском море советская С-101 настигла ее, а торпедный выстрел погрузил ее на дно. Всплыло только тело командира Вальтера Вихмана и бортовой журнал...

Ветеран Владимир Андреев рассказал, что в 1961 г. студентом он проходил практику на теплоходе "Анастас Микоян". Его ветераны поведали об одном дне войны: "Теплоход был... грузопассажирским, обслуживал... фактории, научные и метеорологические станции... судно встретилось с немецкой подводной лодкой, которую сразу не заметили... С субмарины поступил приказ - замедлить ход и остановиться для досмотра... теплоход продолжал движение... Немцы повторили свое требование... Капитан проявил выдержку и смекалку... На субмарине... готовили оружие. С мостика дали... очередь из пулемета. Но время было упущено, опустился густой туман, который укрыл теплоход и субмарину. "Анастас Микоян" бесшумно, под мерный звук работающих двигателей, растворился в тумане. Пулеметные очереди, сделанные наугад, прозвучали где-то за кормой"4.

В августе 1944 г. в Карское море было направлено 11 субмарин ХII флотилии Kriegsmarine, переговоры которых запеленговали на острове Белый. 12 августа 1944 г. подлодка U-365 (под командованием Х. Ведемейера) атаковала пароход "Марина Раскова" (бывший американский5) и сопровождающие тральщики Т-114, Т-116, Т-118.

U-365 применила бесшумные электроторпеды. Лишь 259 человек из 636, находившихся на погибших кораблях конвоя БД-5 ("Белое море - Диксон") спаслись на перегруженном Т-116, нескольких вельботах, катере и шлюпках. Кунгас с замерзшими (это конец августа и штормящее море) прибило к острову Белому. Ныне на острове есть памятный знак, а ямальские казаки соорудили часовню. В Салехарде установлена мемориальная доска с надписью: "Памяти полярников, членов их семей и моряков, погибших в акватории северного побережья Ямала с пароходом "Марина Раскова" и минными тральщиками 12 августа 1944 года".

С 2008 г. идет международная поисковая экспедиция "Конвой БД-5". Ее члены отыскали живых, уточнили списки погибших и установили связь с их родственниками. Действует и проект "Карские экспедиции" по поиску на земле и под водой следов катастрофы.


Радист В.В. Белоусов.

Немцы и ненцы

Радист с фактории "Дровяная" Василий Белоусов, 97-летний ветеран СМП, ныне единственный свидетель гибели "Марины Расковой" и высадки гитлеровцев на ямальский берег6.

Сохранилась запись воспоминаний ненца Я. Вэсоко, сделанная почетным гражданином Ямало-Ненецкого автономного округа В.А. Вахниной: "Как-то осенью увидели, что из воды появляется чудовище вроде большого корабля. Потом лодка. В нее сели три человека и направились к берегу. Мы все перепугались, побежали из чумов прятаться по оврагам. Убежали все, кроме ребенка шести лет. Тот хромой был, бегать быстро не мог, залез в бочку, на дне которой лежала соленая рыба. Из оврага ненцы наблюдали за пришельцами. Видят, те вышли из лодки, аккуратно все осмотрели, заглянули в чумы, бочки, обнаружили спрятавшегося мальчика, вытащили его оттуда, стали угощать конфетами".

Гитлеровцы жестами объяснили, что нужны рыба и мясо. Ненцы были "малооленные": лишнего мяса не имели, но рыбой поделились. Взамен немцы выдали сахар, чай, и, по словам аборигенов, "пахучий табак и твердое печенье" (сигары и галеты).

Возможно, были и другие высадки. Это объясняет находку в тундре патронного ящика с маркировкой на немецком языке и пуговиц с мундиров кригсмарине, а в прибрежной зоне - донных мин7. В протоке Дровяная, рассказал В.А. Раков, "обнаружены остатки разрушенного причала, где нашли металлическую тумбу с немецкими опознавательными знаками, а спустя некоторое время... найдено несколько ржавых бочек, на которых просматривались остатки свастики"8.

Ненцы сообщили о высадках гитлеровцев. Радист В.В. Белоусов вспоминал: "Радиограмму с сообщением, что подлодка заходила в речку Дровяная, приносил секретарь райкома партии Сидоров Георгий. Адресовалась она в Салехард окружкому партии". Произошло это в те дни августа 1944 г., когда создавалась Тюменская область, таким образом "успевшая повоевать"9.


Немецкий тяжелый крейсер "Адмирал Шеер", потопленный британскими бомбардировщиками на верфи в Киле 9 апреля 1945 г.

Неотвратимое возмездие

Жаждой мести за гибель парохода "Марина Раскова" жил экипаж тральщика Т-116. Ему и выпал шанс: выйдя из порта Диксон 5 октября 1944 г., он обнаружил вражескую подлодку и успешно атаковал ее. Оказалось, что это была "не менее хищная" U-362. Расплата настигла и U-365, которую потопили в Норвежском море 13 декабря 1944 г. глубинными бомбами самолеты с британского авианосца "Campania"10. Вверх килем в порту Киля закончил походы "Адмирал Шеер".


1. Воробьева О. Суровая Арктика становится понятнее и доступнее // Красная звезда. 2018. 6 ноября.
2. Спущенный со стапелей Бремена как сухогруз, с 2 июня 1940 г. числился в составе Kriegsmarine. Komet под командованием Р. Эйссена, имел 12 орудий и два гидросамолета "Arado-196".
3. Одна из шести субмарин "стаи полярных волков "Грайф".
4. Зайцев Г.С. Субмарина в Обской губе // Время Ямала. 2019. 25 января.
5. Крамор Г. Трагедия конвоя БД-5 // Северный морской путь / Историко-культурологический и литературно-художественный альманах "Тобольск и вся Сибирь". Тобольск, 2018. Кн. 28. Т. 2. С. 361-362.
6. Тамбей. Край земли, устремленный в будущее. Ярсале; СПб., 2005. С. 135.
7. История Ямала. Екатеринбург, 2010. Т. 2: Ямал современный. Кн. 1. У истоков модернизации. С. 249.
8. Зайцев Г.С. Субмарина в Обской губе.
9. Тамбей. С. 135.
10. Крамор Г. Трагедия конвоя БД-5. С. 366.