"Видок: Император Парижа": хмурый костюмный боевик открывает 41-й ММКФ

18 апреля открывается 41-й Московский международный кинофестиваль. Открывается фильмом "Император Парижа", вольным байопиком Эжена Франсуа Видока.

Франсуа Видок - личность значительная, глыбища неохватная. Человек удивительнейшей судьбы, оказавший своей бурной и разнообразной деятельностью огромное влияние на дальнейшее развитие истории во многих ее аспектах. Солдат, дуэлянт, уголовник и каторжник, регулярно сбегавший из заточения, он создал первую организованную службу по поимке преступников, "Сюрте", фактически прадедушку (или прабабушку, если угодно) всей современной системы уголовного розыска. Причем изначально "Сюрте" состояла из таких же уголовников.

Естественно, Видок оставил свой след и в культуре. Выйдя в отставку, он выпустил снискавшие мировое признание мемуары и стал одним из первых в мире профессиональных частных детективов. Соответственно, жанр детектива - тоже его в немалой степени заслуга. И естественно, в кино без Видока также не обошлось - учитывая, что они с кинематографом земляки. Последнее до сих пор его появление на экране случилось в 2001 году, в полумистическом детективном триллере "Видок", где титульного героя сыграл Жерар Депардье, тогда еще известный в большей степени как актер, чем как гедонист и гражданин мира.

Новый фильм про Видока снял Жан-Франсуа Рише, которого вы можете помнить по ремейку карпентеровского "Нападения на 13-й участок", дилогии "Враг государства №1" и вяленькому нудноватому боевичку с Мелом Гибсоном "Кровный отец". "Император Парижа" - тоже боевичок, не такой уж вяленький, но все равно довольно непритязательный. По крайней мере, несравнимый по масштабу с фигурой прототипа своего главного героя.

Франсуа Видок, сыгранный Венсаном Касселем, в 1805 году бежит из тюрьмы. Следующие несколько лет он успешно скрывается под личиной простого уличного торговца, пока не связывается с одной красивой проституткой, и в результате его раскрывают. Проявив ловкость и находчивость, Видок доказывает шефу парижской полиции, что лучше его не казнить, а помиловать, так как он, обладая связями в мире бандитов и большим опытом, способен послужить на благо общества. И далее, сколотив из маргинальных элементов импровизированный отдел по борьбе с преступностью, принимается сажать за решетку других криминальных элементов. Пока не натыкается на куда более серьезного противника - улыбчивого коварного негодяя, прослывшего по всей Европе опаснейшим лиходеем.

Вместо сколь-нибудь внятного пересказа биографии великого сыскаря или оригинальной ее трактовки - как в случае с вышеупомянутым "Видоком" - Жан-Франсуа Рише предлагает куда более простую и незамысловатую альтернативу. Мрачные декорации наполеоновского Парижа, тусклые грязно-желтые пятна света, пробивающиеся сквозь черноту тесных затхлых пространств, и хмурый Венсан Кассель, который, точно Том Харди в сериале "Табу", нацепив цилиндр, угрюмо по ним перемещается, то и дело стреляя в чьи-то головы.

Контраста ради мрак и теснота иногда сменяются светлыми просторными интерьерами дворцов, где обитает персонаж Ольги Куриленко по имени Роксана (не Бабаян). Без Ольги Куриленко фильм легко бы обошелся - Роксана эта, честно говоря, там как собаке пятая нога нужна, - однако она так старательно переигрывает и так очаровательно щебечет по-французски с едва уловимым украинским акцентом, что картины точно не портит, а даже, наоборот, смотрится экстравагантным украшением. Тем более она не единственный персонаж, к которому применим фразеологизм про собаку с избытком конечностей, - Дени Меноше, изрядно похожий на Михаила Полицеймако, всю дорогу только многозначительно зыркает, но в конце вдруг приятно удивляет, когда выуживает из кармана четырехствольный пистолет. Впрочем, какого-либо реального воздействия на сюжет все равно не оказывая.

Сюжет "Императора Парижа" вообще патологически лишен индивидульности, как деревянная кукла, наряженная в старинный костюм. Его без труда можно представить в каком угодно другом антураже, с какими угодно другими действующими лицами. Фильм не стесняется оперировать самыми потасканными штампами второсортных экшнов - вроде фразы "Мы с тобой похожи", произносимой антагонистом в адрес протагониста. Тем не менее он не так уж безнадежен, если не ждать от него чего-то большего, чем сдержанный костюмный боевичок, в котором хмурый Венсан Кассель угрюмо шастает по мрачному Парижу и стреляет людям в головы.

3