Два в одном: для чего ювелирные дома создают украшения-трансформеры

Пресс-служба Chanel.

"Украшения со съемными деталями как нельзя лучше подходят современному образу жизни: вечером их можно носить целиком, а днем - без крупных частей", - говорила Коко Шанель, которая еще в начале 1930-х пропагандировала идею разумного потребления.

Нельзя сказать, что она была первооткрывателем этого направления: по сути, первые трансформеры появились чуть ли не в XVI веке, когда одни и те же украшения могли использоваться несколькими способами. Фамильные броши и подвески периодически мигрировали с ворота платья на пояс, а на следующий день становились частью прически или прикреплялись к завязанной бантом атласной ленте. Несколькими веками позже такие изделия будут называть "многофункциональными".

Целенаправленное изготовление украшений-трансформеров приобрело широкий размах в XIX веке, когда количество и качество ювелирных изделий, которые демонстрировала на светских вечерах дама, служили наглядной выставкой финансовых и социальных достижений ее мужа. Когда семейный доход не дотягивал до желаемого уровня, на помощь приходили украшения-обманки: колье со съемными подвесками или - один из "хитов" эпохи - колье, которые можно было носить как тиары. Съемные подвески, в свою очередь, могли выполнять функции брошей или заколок, а если их было несколько - то и серег.

В первой половине ХХ века изготовление изделий-трансформеров стало для ювелирных домов чем-то вроде "показательного выступления", демонстрировавшего исключительное мастерство штатных ювелиров. Едва различимые глазом механизмы, скрывавшиеся за роскошными "фасадами" колье и позволявшие раскладывать их на несколько изделий; браслеты, которые одним-двумя щелчками трансформировались в украшения на шею - за всем этим стояло виртуозное владение ремеслом.

Свои фирменные версии трансформеров со времени появились практически у всех известных домов. Так, визитной карточкой Van Cleef & Arpels стало колье-зиппер, которое в застегнутом виде преобразовывалось в браслет: согласно легенде дома, это "ноу хау" принадлежало герцогине Виндзорской - во всяком случае, первый образец ювелирного "зиппера" продемонстрировала именно она.

Еще один дом, виртуозно владеющий искусством ювелирных метаморфоз - Cartier, чьи украшения-обманки носили та же Герцогия Виндорская, Елизавета  II, а вслед за ними и Кейт Миддлтон, демонстрировавшая на собственной свадьбе диадему, которая раскладывалась на несколько брошей.

Ювелирные часы с инкрустированной драгоценными камнями крышечкой, мгновенно превращавшей их в изящный браслет - прием, к которому время от времени прибегали практически все ювелирно-часовые дома: это такая же классика, как и колье со съемными подвесками-брошами. Большой выбор подобных часов-браслетов традиционно предлагает ювелирный дом Dior.

Если сложные метаморфозы - прерогатива высокого ювелирного искусства, то упрощенные трансформеры от более демократичных ювелирных брендов скорее напоминают конструкторы со сменными деталями, которые можно менять местами, снимать и надевать и, таким образом, подгонять их под нужный образ и определенный дресс-код.

Собственно, именно об этой функции трансформеров и говорила Шанель, которая, как известно, предпочитала рациональный гардероб - избыточности, простоту - сложным конструкциям, а недорогую бижутерию - бриллиантам.