23.04.2019 22:52
    Поделиться

    Как Россия будет готовится к технологическому прорыву

    Россия готова к технологическому прорыву
    Россия начинает переход в новый технологический уклад, в основе которого искусственный интеллект, робототехника, биоинженерия, нейронауки, аддитивные технологии, персонализированная медицина. Ведущие страны уже заняли места в этом поезде, который стремительно уходит вперед. Увы, у нас многие отрасли находятся даже не в нынешнем, а в предыдущем технологическом укладе. Чтобы успеть впрыгнуть в уходящий экспресс, не остаться на обочине прогресса, от страны требуются колоссальные усилия. Речь идет о независимости, национальной безопасности страны. Нам надо парировать так называемые большие вызовы и угрозы, которые они несут для государства и его населения.

    Сложность и масштаб стоящих задач таковы, что их нельзя решить, двигаясь уже проторенными дорогами. Нужны принципиально идеи, новые знания. Только они позволят создать конкурентоспособные на мировом рынке технологии. Для этого стране нужна сильная фундаментальная наука. Об этом шла речь на Общем собрании РАН, где обсуждалась Программа фундаментальных исследований на период до 2035 года. Впервые она охватывает не только институты Академии наук, но все научные организации, где проводятся фундаментальные исследования. Прежде всего это научные институты, вузы, НИЦ, ГНЦ, госкорпорации и т.д. Это позволит избежать дублирования, а также финансирования слабых проектов. Научно-методическое руководство выполнения программы, координация ее работы, экспертиза исследований возложены на РАН.

    Открывая дискуссию, вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что обсуждаемая тема имеет для страны чрезвычайное значение, должна ответить на те вызовы, которые стоят перед страной. Она обратила внимание на несколько важнейших документов, в подготовке которых РАН принимает участие, например, в оценке эффективности расходов бюджета в 2019 году на НИОРК и НИР. Также она подчеркнула важнейшую роль академии в реализации только что подписанной правительством федеральной программы по генетическим исследованиям, создании и работе 15 национальных образовательных центров и 16 международных научных центров мирового уровня.

    - Что касается подготовленной РАН новой программы фундаментальных исследований, то хочу напомнить поручение президента страны 2018 года, проанализировать выполнение фундаментальных исследований, заложенных в программе 2013-2020 годов, - сказала Голикова. - Но такая работа академией еще не начата. Также президентом было поручено провести экспертизу фундаментальных, прикладных и поисковых исследований, выполненных в 2013-2018 годах за счет бюджета, оценить их реализацию. Пока такой анализ по разным причинам не представлен.

    Голикова отметила, что в некоторых предыдущих отчетах РАН ссылается на то, что она недостаточно вовлекается в работу по тем или иным направлениям государственных приоритетов. "Мы приветствуем вашу готовность участвовать в такой работе, - сказала Голикова. - Но не всегда власти должны идти к вам. Инициатива должна выходить и от вас". Она, к примеру, напомнила, что академией был поставлен вопрос о создании Санкт-Петербургского научного центра. Но РАН до сих не представила в правительство концепцию создания таких центров. " Мы готовы помогать, но если концептуально вы не определились, что такое региональные научные центры, мы вам помочь не сможем".

    Кроме того, вице-премьер заявила, что в стране будет снова введена обязательная защита диссертаций в аспирантуре. По ее словам, законопроект также предусмотрит механизмы поощрения молодых людей, которые занимаются наукой.

    Среди основных вызовов, на которые предстоит отвечать России, президент РАН Александр Сергеев особо выделил технологическое отставание. Его причина, это нарушение целостного механизма функционирования научно-технического комплекса страны. "В СССР все брало на себя государство, - сказал Сергеев. - Сейчас сферы поделены между государством и бизнесом, их интересы нередко не совпадают. Поэтому у нас разорваны научно-технологические цепочки, связывающие научные разработки и их внедрение. Их надо срочно восстанавливать".

    Что касается низкой эффективности нашей науки, то здесь прежде всего бросается в глаза перекос в финансировании по сравнению с ведущими странами. Там соотношение вклада государства и бизнеса составляет примерно 30:70, у нас ровно наоборот. "В принципе бизнес не обязан вкладываться в науку, поэтому надо искать способы его сюда заманить", - считает Сергеев.

    Напомним, что с 2015 года доля финансирования науки в ВВП держится на уровне 1,1 процента, хотя в указе президента от 2012 года записано, что к 2015 году должна вырасти до 1,77 процента. Кстати, в ведущих странах доля науки в ВВП составляет 2-4 процента. В указе прошлого года сказано, к 2024 году надо обеспечить опережающее увеличение внутренних затрат на исследования и разработки из всех источников по сравнению с ростом ВВП.

    Оценки, сделанные в РАН, показали, что, если сохранять финансирование науки на современном уровне, то этого достаточно, чтобы поддерживать ее в нынешнем состоянии. Но качественного прорыва к новым знаниям она не обеспечит. То есть мы останемся на тех же позициях по основным показателям, где находимся сейчас, а вот прорваться в пятерку ведущих стран, что требуют указы президента, вряд ли удастся. Для этого надо увеличить вложения в фундаментальную науку минимум в два раза.

    Особо президент РАН остановился на одном из самых больных вопросов - оценке работы ученых по числу публикаций. Именно этот параметр сегодня является основным при отчетности по госзаданиям. Кстати, неоднократно в самых разных кабинетах заявлялось, что в последнее время наша наука дала резкий рост публикаций.

    В ведущих странах соотношение вклада государства и бизнеса в науку составляет примерно 30:70, у нас ровно наоборот

    - Но давайте посмотрим, что скрывается за этими благополучными цифрами, каково качество статей, - говорит Сергеев. - Так вот среди десятков тысяч наших статей в международных базах данных большинство находятся в самом низкокачественном сегменте. Фактически по проценту "мусорных" публикаций Россия лидирует в мире, что, конечно, крайне прискорбно.

    Другим отражением качества результатов научной деятельности является ситуация с научными журналами, представленными в международных базах данных. По 2018 году из 350 наших журналов, только три входят в самую элитную "лигу" базы Web of Science и еще семь в менее престижную, остальные оказались в аутсайдерах. "Таким образом, наша научная периодика, по сути, исчезла из перечня престижных изданий, - заключил Сергеев. - Имитация подъема результативности наших научных исследований через публикации требует кардинального пересмотра критериев оценки. Нужно оценивать качество работ, постепенно возвращаться к экспертной оценке".

    Что касается кадрового потенциала, то, по словам главы академии, он характеризуется медленным сокращением. Если сравнивать с количеством ученых, которые работали в 1991 году, это сокращение большое - в 2,5 раза. У нас сейчас около 700 тысяч сотрудников в сфере научных разработок, из них половина - исследователи. По общему параметру Россия занимает неплохие позиции: страна находится на 4-5-м месте, наравне с Германией. "Но если посмотреть на число исследователей, занятых в экономике, цифры будут не такими радужными: 50 человек на 10 тысяч человек в России. Для сравнения: в Израиле 174 исследователя на 10 тысяч человек", - заметил Сергеев.

    Еще одна проблема "двугорбое" распределение исследователей по возрастам. Большое количество совсем молодых и пожилых ученых, а между ними провал, а ведь это самый продуктивный возраст для ученого. "Золотой запас" ученых, которые получили образование еще в СССР, постепенно выбывает из науки, молодежь не заинтересована идти в науку, - это часть тех проблем, которые связаны с дефицитом кадров, считает Александр Сергеев.

    Экспертные советы РАН уже обобщили все предложения участников программы фундаментальных исследований и сформировали общий план исследований. Это, по сути, векторы, основные перспективные направления на несколько лет вперед. Конечно, это ни в коем случае не догма. Здесь нельзя все до буквы расписать на 15 лет вперед, поэтому планы заданы только в виде современных тенденций развития науки. Но сама жизнь может внести изменения, и тогда в программу придется вносить корректировки. Поэтому раз в пять лет Координационный совет будет анализировать, что сделано, и в зависимости от результата менять планы исследований, например, с учетом необходимости развития новых технологий, так и принципы организации самой программы.

    Для контроля за выполнением программы введены несколько показателей, в частности, ее финансирование, и доля в ВВП, динамика численности научных сотрудников в возрасте до 39 лет, внутренние затраты на исследования и разработки на одного ученого, число публикаций в международных базах данных и число цитирований.

    Поделиться