Новости

24.04.2019 08:57
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Экскурсия на "Лебедянке"

Пермяки могут прокатиться по городу и окрестностям на старом паровозе
Этой весной в Перми открылся новый туристический маршрут. Экскурсантов везут по железной дороге в старом вагоне, прицепленном к настоящему паровозу. Корреспондент "Российской газеты" стал участником одной из первых поездок.
Маленький состав, который официально называется ретропоездом, отправляется с главной городской железнодорожной станции Пермь II.  Фото: Константин Бахарев/РГ Маленький состав, который официально называется ретропоездом, отправляется с главной городской железнодорожной станции Пермь II.  Фото: Константин Бахарев/РГ
Маленький состав, который официально называется ретропоездом, отправляется с главной городской железнодорожной станции Пермь II. Фото: Константин Бахарев/РГ

С первого пути

Маленький состав, который официально называется ретропоездом, отправляется с главной городской железнодорожной станции Пермь II. Его путь лежит по горнозаводской ветке до станции Левшино. Одинокий вагон уже стоит на первом пути. Проводник Юлия Галаутдинова готовится к приему пассажиров - топит вагон, раскочегаривает титан с чаем.

- Ездим недавно, - говорит она. - Однако туристов уже полным-полно. В вагоне 55 мест, и он всегда под завязку заполнен.

Отправление ретропоезда в 14.30, но пассажиры приходят заранее, уже за полчаса до отхода вагон практически полон. Очень много детей. С ними родители, бабушки, дедушки.

- Я в детстве, еще в 1968 году, ездил на поезде с паровозной тягой, - говорит Сергей Крылов. - Тогда был совсем мальчишкой, а у нас в Березниках бегал паровозик, отец договорился, и меня взял в будку машинист. И вот через полвека я снова прокачусь. Но уже с внуком. И, кстати, мы еще и летом обязательно покатаемся.

Двойной гудок

Потом на пути появился, окутанный паром, паровоз марки "Л", или, как его прозвали железнодорожники, "Лебедянка". Он гудит, предупреждая о том, что скоро в путь. Над станцией раздается голос дежурного: "Осторожно, на первый путь осаживается локомотив!"

Пассажиры высыпают на перрон и снимают, как "Лебедянка", гудя, медленно пятится к вагону. Ожидающие регулярных электричек или поездов тоже вытащили смартфоны, фотоаппараты и торопятся запечатлеть редкое ныне зрелище.

К паровозу цепляют вагон, последний осмотр, и над станцией слышится: "С первого пути отправляется ретропоезд!" Двойной гудок, и маленький состав трогается.

В "самолетном" вагоне

Идея пустить по пермским дорогам поезд с паровозом во главе пришла железнодорожнику Сергею Завьялову пару лет назад. Тогда он с товарищами смог восстановить "Лебедянку". Ныне это единственный действующий паровоз на всей Свердловской железной дороге.

- Мы ездим на разные праздники, - вспоминает Завьялов. - Организуем "поезд Победы", который в майские праздники посещает многие станции Пермского края. Выезжали в другие регионы. Но хотелось чего-нибудь большего. Так появилась идея создать туристический маршрут.

После всех согласований и утверждений был выделен вагон с мягкими сидячими местами - "самолетный", как его называют железнодорожники. К делу подключилась туристическая фирма, и на 23 февраля был сделан первый пробный рейс Пермь II - Левшино.

- Наши опасения, что это будет неинтересно, к счастью, не оправдались, - улыбается директор турфирмы Наталья Крюкова. - Люди с удовольствием начали кататься на ретропоезде. А что самое удивительное, инициативу при этом проявляют мужчины. По своему опыту я знаю, что представители сильного пола равнодушны к экскурсиям. Сейчас же, как мне говорят туристы, отцы, мужья и деды прямо силком затаскивают свои семейства на прогулку с паровозным дымом.

Облака за окнами

"Лебедянка" дает гудок, за окнами вагона мелькают белые облачка пара. Ощущение очень необычное, будто на машине времени вернулся на много лет назад. Начало маршрута проходит фактически по городу, и прохожие оборачиваются, выискивая источник непривычных звуков. Увидев паровоз, лезут за смартфонами и торопятся снять проходящий мимо состав. Экскурсовод Наталья Лазарева, встав посреди вагона, рассказывает о местах, мимо которых мчится ретропоезд.

- У меня свой канал в интернете, - серьезно говорит 11-летний Ваня. - Уже выкладываю туда свои ролики. Очень круто!

Песни давних лет

Место экскурсовода занимают аккордеонист Анатолий Кошкин и веселая ведущая Любовь Петрова. Начинаются конкурсы на знание истории железной дороги. Сыплются вопросы: "Сколько в СССР стоил комплект белья? Сколько платили за чай с сахаром? А без сахара?" и другие.

Играет музыка, звучат знакомые с детства песни. Пассажиры дружно подпевают.

Ретропоезд с гудками минует автомобильный переезд возле станции Балмошная. Из скопившихся перед шлагбаумами машин смотрят удивленные лица. И опять смартфоны в руках. Кое-кто даже поспешно выскакивает из автомобиля и быстро снимает мчащийся состав.

Ограничений нет - чая хватит на всех

На станции Левшино остановка. Паровоз отцепляется, густо парит, так что весь перрон застилает теплым туманом, и медленно уходит. Сейчас он вернется и встанет с другой стороны вагона.

- Отличная поездка, - говорит Сергей Бережных. - Мы с женой и внуком сегодня катаемся. Только одно плохо - всего один вагон, билеты еле удалось купить. Сейчас, ранней весной, прохладно, так что мы еще повторим поездку - летом обязательно поедем.

Несмотря на сильный ветер со снегом, туристы активно снимают "Лебедянку", проходящую по соседнему пути. Потом, замерзнув, все торопятся обратно в теплый вагон. Здесь проводник Юля уже приготовила чай. Его, как и положено на железной дороге, подают в стаканах с подстаканниками.

Ограничений по чаю нет. В титане чая хватит для всех. К тому же у многих с собой сумки с перекусом.

Легкий удар, от которого покачнулся вагон. Это прицепился паровоз. Вот он снова дважды гудит, и ретропоезд двинулся в обратный путь.

- Все очень хорошо, - говорит Владимир Гладких. Он сегодня взял в поездку жену Екатерину, дочку, внука и внучку. - Но не хватает раритетов тех лет. Плакаты бы повесили, разные приборы старинные. А еще лучше пару экранов и на них хронику годов двадцатых - сороковых - шестидесятых показывали. Тогда бы уж точно полное погружение получилось. Но и так хорошо. Это же первые рейсы еще.

Возвращение

За окнами мелькают университетские корпуса, это значит, что двухчасовая поездка уже окончена. Вот и Пермь II. Ретропоезд вновь прибывает на первый путь горнозаводского направления. Остановка. Паровоз трижды гудит, извещая, что прибыл к месту назначения.

Пассажиры покидают гостеприимный вагон, благодарят проводника и всех, кто их развлекал во время экскурсии. "Лебедянка" стоит, окутана паром. Скоро паровоз вернется в депо, а через пару недель вновь помчит пассажиров до Левшина.

- Начало очень хорошее, - говорит Мария Баяндина, сотрудник железнодорожного музея. - Будем надеяться, что и продолжение будет таким же отличным. Все-таки замечательно, что в Перми появился свой паровоз.

Кстати

В мае будет сформирован "поезд Победы". Пермский паровоз потянет теплушки и санитарный вагон времен войны по крупным станциям Прикамья. Он посетит Верещагино, Кизел, Березники, Чайковскую, Кунгур, Чусовой.

Комментарий

Антонина Каракулова, заместитель генерального директора Пермской пригородной пассажирской компании:

- Спрос на ретропоезд огромный. Когда мы запускали его, не думали, что так будет. В феврале был один рейс, в марте два, в апреле тоже один запланирован. На май пять поездок, но с билетами уже напряженно, раскупают очень быстро. Думаю, что на летние месяцы тоже разойдутся места, так что желающим надо побеспокоиться о поездке на ретропоезде заранее.

Экономика Туризм Филиалы РГ Пермский край ПФО Пермский край Пермь Развитие туризма в России
Добавьте RG.RU 
в избранные источники