Маленький состав, который официально называется ретропоездом, отправляется с главной городской железнодорожной станции Пермь II. Его путь лежит по горнозаводской ветке до станции Левшино. Одинокий вагон уже стоит на первом пути. Проводник Юлия Галаутдинова готовится к приему пассажиров - топит вагон, раскочегаривает титан с чаем.
- Ездим недавно, - говорит она. - Однако туристов уже полным-полно. В вагоне 55 мест, и он всегда под завязку заполнен.
Отправление ретропоезда в 14.30, но пассажиры приходят заранее, уже за полчаса до отхода вагон практически полон. Очень много детей. С ними родители, бабушки, дедушки.
- Я в детстве, еще в 1968 году, ездил на поезде с паровозной тягой, - говорит Сергей Крылов. - Тогда был совсем мальчишкой, а у нас в Березниках бегал паровозик, отец договорился, и меня взял в будку машинист. И вот через полвека я снова прокачусь. Но уже с внуком. И, кстати, мы еще и летом обязательно покатаемся.
Потом на пути появился, окутанный паром, паровоз марки "Л", или, как его прозвали железнодорожники, "Лебедянка". Он гудит, предупреждая о том, что скоро в путь. Над станцией раздается голос дежурного: "Осторожно, на первый путь осаживается локомотив!"
Пассажиры высыпают на перрон и снимают, как "Лебедянка", гудя, медленно пятится к вагону. Ожидающие регулярных электричек или поездов тоже вытащили смартфоны, фотоаппараты и торопятся запечатлеть редкое ныне зрелище.
К паровозу цепляют вагон, последний осмотр, и над станцией слышится: "С первого пути отправляется ретропоезд!" Двойной гудок, и маленький состав трогается.
Идея пустить по пермским дорогам поезд с паровозом во главе пришла железнодорожнику Сергею Завьялову пару лет назад. Тогда он с товарищами смог восстановить "Лебедянку". Ныне это единственный действующий паровоз на всей Свердловской железной дороге.
- Мы ездим на разные праздники, - вспоминает Завьялов. - Организуем "поезд Победы", который в майские праздники посещает многие станции Пермского края. Выезжали в другие регионы. Но хотелось чего-нибудь большего. Так появилась идея создать туристический маршрут.
После всех согласований и утверждений был выделен вагон с мягкими сидячими местами - "самолетный", как его называют железнодорожники. К делу подключилась туристическая фирма, и на 23 февраля был сделан первый пробный рейс Пермь II - Левшино.
- Наши опасения, что это будет неинтересно, к счастью, не оправдались, - улыбается директор турфирмы Наталья Крюкова. - Люди с удовольствием начали кататься на ретропоезде. А что самое удивительное, инициативу при этом проявляют мужчины. По своему опыту я знаю, что представители сильного пола равнодушны к экскурсиям. Сейчас же, как мне говорят туристы, отцы, мужья и деды прямо силком затаскивают свои семейства на прогулку с паровозным дымом.
"Лебедянка" дает гудок, за окнами вагона мелькают белые облачка пара. Ощущение очень необычное, будто на машине времени вернулся на много лет назад. Начало маршрута проходит фактически по городу, и прохожие оборачиваются, выискивая источник непривычных звуков. Увидев паровоз, лезут за смартфонами и торопятся снять проходящий мимо состав. Экскурсовод Наталья Лазарева, встав посреди вагона, рассказывает о местах, мимо которых мчится ретропоезд.
- У меня свой канал в интернете, - серьезно говорит 11-летний Ваня. - Уже выкладываю туда свои ролики. Очень круто!
Место экскурсовода занимают аккордеонист Анатолий Кошкин и веселая ведущая Любовь Петрова. Начинаются конкурсы на знание истории железной дороги. Сыплются вопросы: "Сколько в СССР стоил комплект белья? Сколько платили за чай с сахаром? А без сахара?" и другие.
Играет музыка, звучат знакомые с детства песни. Пассажиры дружно подпевают.
Ретропоезд с гудками минует автомобильный переезд возле станции Балмошная. Из скопившихся перед шлагбаумами машин смотрят удивленные лица. И опять смартфоны в руках. Кое-кто даже поспешно выскакивает из автомобиля и быстро снимает мчащийся состав.
На станции Левшино остановка. Паровоз отцепляется, густо парит, так что весь перрон застилает теплым туманом, и медленно уходит. Сейчас он вернется и встанет с другой стороны вагона.
- Отличная поездка, - говорит Сергей Бережных. - Мы с женой и внуком сегодня катаемся. Только одно плохо - всего один вагон, билеты еле удалось купить. Сейчас, ранней весной, прохладно, так что мы еще повторим поездку - летом обязательно поедем.
Несмотря на сильный ветер со снегом, туристы активно снимают "Лебедянку", проходящую по соседнему пути. Потом, замерзнув, все торопятся обратно в теплый вагон. Здесь проводник Юля уже приготовила чай. Его, как и положено на железной дороге, подают в стаканах с подстаканниками.
Ограничений по чаю нет. В титане чая хватит для всех. К тому же у многих с собой сумки с перекусом.
Легкий удар, от которого покачнулся вагон. Это прицепился паровоз. Вот он снова дважды гудит, и ретропоезд двинулся в обратный путь.
- Все очень хорошо, - говорит Владимир Гладких. Он сегодня взял в поездку жену Екатерину, дочку, внука и внучку. - Но не хватает раритетов тех лет. Плакаты бы повесили, разные приборы старинные. А еще лучше пару экранов и на них хронику годов двадцатых - сороковых - шестидесятых показывали. Тогда бы уж точно полное погружение получилось. Но и так хорошо. Это же первые рейсы еще.
За окнами мелькают университетские корпуса, это значит, что двухчасовая поездка уже окончена. Вот и Пермь II. Ретропоезд вновь прибывает на первый путь горнозаводского направления. Остановка. Паровоз трижды гудит, извещая, что прибыл к месту назначения.
Пассажиры покидают гостеприимный вагон, благодарят проводника и всех, кто их развлекал во время экскурсии. "Лебедянка" стоит, окутана паром. Скоро паровоз вернется в депо, а через пару недель вновь помчит пассажиров до Левшина.
- Начало очень хорошее, - говорит Мария Баяндина, сотрудник железнодорожного музея. - Будем надеяться, что и продолжение будет таким же отличным. Все-таки замечательно, что в Перми появился свой паровоз.
Кстати
В мае будет сформирован "поезд Победы". Пермский паровоз потянет теплушки и санитарный вагон времен войны по крупным станциям Прикамья. Он посетит Верещагино, Кизел, Березники, Чайковскую, Кунгур, Чусовой.
Антонина Каракулова, заместитель генерального директора Пермской пригородной пассажирской компании:
- Спрос на ретропоезд огромный. Когда мы запускали его, не думали, что так будет. В феврале был один рейс, в марте два, в апреле тоже один запланирован. На май пять поездок, но с билетами уже напряженно, раскупают очень быстро. Думаю, что на летние месяцы тоже разойдутся места, так что желающим надо побеспокоиться о поездке на ретропоезде заранее.