"Новосибирск - это центр фестиваля, обогнувшего уже четыре континента, - говорит Вадим Репин, художественный руководитель фестиваля. - Еще один - и мы охватим весь земной шар!"
В программе музыкального Транссиба не только концерты, но и образовательные проекты. Например, мастер-классы для юных музыкантов "Просто общайся со звездой" и бесплатные мастер-курсы от известных профессоров, Академия Арт-журналистики и международный проект для молодых музыкальных менеджеров Tonali-Тур. А ещё - кинопоказы документальных лент Брюно Монсенжона, гастроли миланского Театра марионеток "Карло Колла и Сыновья", творческая встреча с Владимиром Познером и многое другое.
В этот раз фестиваль проходит под знаком Года театра в России, и неслучайно репертуарным лейтмотивом концертов блока Закрытия в Новосибирске стала сценическая музыка Игоря Стравинского. Его Дивертисмент из балета "Поцелуй феи" исполнил Новосибирский академический симфонический оркестр под руководством Дмитрия Ситковецкого, американского скрипача и дирижера российского происхождения. Яркую сольную партию исполнил Вадим Репин.
Следом прозвучала эффектная "Наварра" для двух скрипок с оркестром Пабло Сарасате, в которой к Репину присоединился и Ситковецкий. Дуэт скрипачей виртуозов, столь разных по темпераменту, всегда эффектное зрелище, особенно в огненной сверхвиртуозной "Наварре".
Но весь магнетизм Ситковецкого как артиста раскрылся позже - на показе мультимедийного спектакля "Черт, солдат и скрипка", где он играет главную роль. Уже известный столичной публике проект по мотивам "Истории солдата" Стравинского впервые приехал в Новосибирск, а следом был показан в Красноярске. Притча о том, как человек продает свою душу дьяволу, в переосмыслении режиссера Михаила Кислярова превращается в метафорическую сделку в условиях современной реальности: солдат по дороге с "необъявленной войны" отдает черту скрипку в обмен на планшет. В этой "выгодной" сделке солдат неизбежно теряет главное - время, любимую, близких людей и в итоге собственную душу. Текст красноярского поэта Михаила Успенского читали Владимир Познер и Андрей Макаревич.
"Для меня очень важно, что мы привезли этот спектакль в Сибирь. Текст к нему по моему заказу написал сибиряк, поэт из Красноярска Михаил Успенский, - рассказал Дмитрий Ситковецкий, автор идеи спектакля. - Я многое переделал в тексте (отдельно заказал балладу для Андрея Макаревича, которую он пел сейчас) и в музыке: ведь половина - не из "Истории солдата". Если бы я встретился с Игорем Стравинским, у нас был бы серьезный разговор. Но думаю, он согласился бы со мной! В рождении такого спектакля и сочетании трех очень трудных дисциплин - музыки, танца и слова - прекрасная постановка Михаила Кислярова - это большая победа, на мой взгляд".
Главным событием заключительного концерта новосибирской части фестиваля стало выступление Вадима Репина: мастер-скрипач в "Испанской симфонии" Эдуарда Лало, казалось, превзошел сам себя. В сопровождении Новосибирского оркестра он исполнил музыку, вдохновленную испанскими мотивами, с захватывающей выразительностью, благородством и аристократизмом, заставив вдруг вспомнить черно-белые ленты времен старого Голливуда. Неудивительно, что именно "Испанскую симфонию" Лало Вадим Репин выбрал для фестивальных концертов в Москве, которые на днях с успехом прошли в Концертном зале Чайковского.
"Огромная благодарность оркестру - сегодня он играл так, как я раньше никогда не слышал, - сказал Вадим Репин после выступления. - Наша публика уже доверяет нам: выходя на сцену, чувствуешь ответственность, но есть и другое чувство, которое окрыляет. Мой поклон всем, кто помогал и организовывал фестиваль. Мы вернемся. И это будет седьмой фестиваль!"