Поделиться

    Как чехи угнали в СССР бомбардировщик

    26 апреля 1939 года чешские военные летчики - ротмистр Богуслав Шикмунд (Bohuslav Zikmund) и ротмистр Иозеф Навеншник (Josef Návesník) угнали в СССР бомбардировщик Avia B.71. Рискуя жизнью пилоты пролетели над территорией фашисткой Германии и Польши, и благополучно приземлились в советской Белоруссии.
    Gonzolito/ Wikimedia.org

    Отчаянному поступку пилотов предшествовали драматические события. В марте 1939 года Германия совместно с Польшей и Венгрией оккупировала и расчленила Чехословакию. По праву победителя немецкой армии достались богатые трофеи. Среди них выделялся скоростной бомбардировщик B.71. За этим наименованием скрывается советский самолет СБ-2 - одна из самых современных и удачных машин того времени.

    Как гласит Военно-исторический справочник, в 1937 году Чехословакия получила от СССР лицензию на изготовление самолетов СБ-2. Однако производство разворачивалось очень медленно, и тогда чехи приобрели 60 советских скоростных бомбардировщиков. Цена за один СБ была фиксированной - 118 460 долларов США.

    Поставляемые из СССР самолеты оснащались двигателями, вооружением и радиооборудованием чехословацкого производства. Вместо трех пулеметов ШKAC на самолеты В.71 ставили по три пулемета ZB vz.30 калибра 7,92 мм. Самолету Туполева было присвоено название В.71. Литера "В" происходит от чешского Bitevni - Боевой. Новые бомбардировщики поступили на вооружение 5-го авиационного полка в Брно и 6-го авиационного полка в Праге. Разведчики В.71 состояли на вооружении 1-го авиационного полка в Праге и 2-го авиационного полка в Олоумуце, Северная Моравия.

    После оккупации большинство В.71 немцы перегнали в Мерсебург. Экипажам Люфтваффе, как сообщает портал Авиару.рф, помогали чешские летчики. Однако пилоты Богуслав Шикмунд и Йозеф Навеншник решили улететь на своем В.71 не в Германию, а в Советский Союз. Подняв бомбардировщик в воздух, они взяли курс на Польшу, а затем на Гомель. Обманув немецкие и польские силы ПВО самолет приземлился на аэродроме в Белоруссии, но при посадке повредил шасси. После инцидента немецкое командование потребовало от советских военных вернуть самолет. Наркомат иностранных дел СССР предложил Германии либо прислать своих специалистов для ремонта, либо оплатить ремонт силами советских техников. Немцы отказались.

    Судьба чешских пилотов Богуслава Шикмунда и Иозефа Навеншника сложилась трагически. Вначале они прошли специальную проверку НКВД, но остались под негласным надзором госбезопасности. После начала Великой Отечественной войны были интернированы в Сибирь.

    Однако в 1942 году ситуация изменилась. Всех летчиков чехословаков было решено отправить в Великобританию, где уже началось формирование чешских эскадрилий. Для сопровождения летчиков в Мурманск прибыл полковник Йозеф Бероунски (Josef Berounský). 28 апреля Богуслав Шикмунд и Йозеф Навеншник в числе других отплыли из Мурманска на крейсере "Эдинбург". Однако корабль был торпедирован и атакован с воздуха. Полковник умер от раны, а остальные летчики вернулись обратно.  Через две недели пилоты снова отплыли из Мурманска на крейсере "Тринидад", но во время перехода его тоже атаковали и потопили немецкие бомбардировщики. Среди погибших были Шикмун и Навеншник.

    Кстати

    Скоростной бомбардировщик СБ-2 был одной из самых совершенных машин своего времени. 23 февраля 1938 года советские пилоты под командованием капитана Федора Полынина совершили налет на крупнейшую японскую авиабазу Мацуяма на острове Тайвань. В ходе операции было уничтожено 40 японских самолетов и запас топлива на три года. В налете участвовало 28 самолетов СБ-2, которые пролетев 1000 километров, возвратились в Ханькоу без единой потери.

    Поделиться