Современный яхтинг в России: интервью с основателем West Nautical

Андрей Ломакин, основатель и CЕО группы компаний West Nautical, в яхтенном бизнесе ровно 20 лет.

Первую компанию по продаже яхт и катеров AG Marine он создал еще в 1999 году, затем на ее базе была образована Burevestnik Group. Параллельно Ломакин несколько лет возглавлял Aston Martin Moscow и Lamborghini Moscow. Приняв решение о выходе из Burevestnik Group, в 2013 году он основал West Nautical. Сегодня Андрей Ломакин рассказывает о современном яхтинге в России.

West Nautical - официальный дистрибьютор моторных яхт Sunseeker, Fairline, Sanlorenzo и Bluegame в России. Компания предоставляет полный спектр услуг в морской индустрии - от продажи яхт и управления строительством новых корпусов до постпродажного обслуживания, менеджмента яхт и яхтенных чартеров.

Ваш бизнес начался 20 лет назад. Что изменилось за это время?

Андрей Ломакин: Первые российские клиенты в конце 90-х вылетали на Лазурный берег или в Италию, чтобы понять, что такое яхта вообще и как принято на ней отдыхать. Мода на владение яхтами стала зарождаться в России в самом начале 2000-х. Тогда в Москву, Питер и Самару покупали все, на чем можно было кататься по воде: от маленьких катеров до яхт длиной 40 метров. Способ их применения был такой: вышел из яхт-клуба, встал на якорь - отдыхай и производи впечатление на гостей и окружающих. Покупали яхты в том числе и просто потому, что это было круто и модно.

Сейчас клиенты совершенно другие. Они четко знают, какая яхта им нужна и как они будут ей пользоваться. Сегодня уже не модно выставлять владение яхтой напоказ. Такой отдых становится более приватным, семейным. На яхтах все больше ходят в красивые дальние путешествия, хоть по маршруту Питер - Сочи, хоть Монако - Сидней. Сегодня на яхтах те, кто всерьез увлечен морем.

Какие акватории сейчас более популярны - российские или зарубежные?

Андрей Ломакин: Если раньше центром яхтинга была Москва, то сейчас много яхт можно увидеть в Самаре, Сочи, Геленджике и в Крыму. Морские просторы завораживают. Поэтому часть владельцев перегнали яхты в Грецию или Турцию, кто-то дошел до западной части Средиземного моря. В основном это те, у кого яхта "морского" размера (от 60 футов, или 20 метров).

Не выгоднее ли тогда и покупать яхты за границей?

Андрей Ломакин: Люди любой национальности хотят покупать у тех, кто говорит с ними на одном языке и понимает их менталитет. У нас есть несколько клиентов, которые раньше пытались покупать у англичан или у итальянцев, и потом пришли к нам. В Европе продажа поставлена на поток, никакой персонализации и личного внимания. Многие дилеры, получив депозит за заказ, теряют интерес к клиенту и перекладывают дальнейшее общение с ним на исполнителей. В итоге яхта получается безликая. А русских клиентов обычно не устраивает стандартный контракт со стандартными условиями и яхты, сделанные по шаблону. Сегодня у нас клиенты со всей России: из Москвы, Питера, Самары, Владивостока, Хабаровска, Иркутска и Красноярска. Мы к ним прилетаем, привозим дизайнера, какого они хотят - итальянского, английского, русского. Начинаем работать. И у человека получается тот интерьер, о котором он мечтал, и та спецификация, которая подходит лично ему.

Насколько у вас длительные отношения с клиентами?

Андрей Ломакин: У меня нет ни одного потерянного клиента за все 20 лет в яхтинге. Многих из них я могу назвать своими друзьями. Когда я прилетаю во Францию или Италию, у меня всегда куча приглашений прийти в гости на борт яхты.

Оставаясь с вами надолго, клиенты меняют одно судно на другое. Существует ли в этой сфере мода?

Андрей Ломакин: 20 лет назад модно было иметь американский катер. Потом английскую яхту. Потом итальянскую мегаяхту. Потом голландскую суперъяхту. Была мода на дизайн хай-тек и на модерн. Люди тщательно следили за этим, чтобы не оказаться "немодными". А теперь человек приходит, уже точно зная, что нужно именно ему. Русские сейчас заказывают классические интерьеры - может, они немного тяжеловесные, но русским так нравится. Их часто критикуют за излишнее пристрастие к классике, но еще никто не сказал, что на яхте русского некомфортно.

Ваши клиенты - кто они?

Андрей Ломакин: В основном это люди бизнеса. Когда такой человек к нам обращается, он хочет понять две вещи: может ли он нам доверять и в профессиональном, и в человеческом плане. И если он видит, что ты держишь слово, болеешь морем, знаешь, как яхта режет волну, как работают стабилизаторы, какие особенности в работе кондиционера и как лучше сделать планировку - он остается с тобой надолго. Комфорт на яхте складывается из огромного количества факторов: низкого уровня шумов, минимальной качки, правильно распределенной температуры по гостевым зонам и многого другого. Люди постепенно стали понимать: приобрести яхту - это примерно как построить дом. Нужно все качественное: материалы, строители и оборудование. И они ищут партнера, который поможет им достичь желаемого в мире яхт.

Что выгоднее - владеть яхтой или ее арендовать?

Андрей Ломакин: Я бы не рассматривал яхтинг с рациональной точки зрения - это просто один из самых красивых и комфортных видов отдыха. Если вы планируете проводить на яхте одну неделю в году, вряд ли вам нужно ее покупать. А вот если три и больше, есть смысл задуматься о покупке. Математика простая: содержание 80-футовой яхты стоит примерно 120 тысяч евро в год (с маршрутами, стоянками, экипажем, едой, вином и так далее). Аренда такой яхты стоит 40 тысяч евро в неделю. Соответственно, за 3 недели вы отдадите такую же цену, как за год обслуживания.

Второй критерий выбора - ваши ожидания от качества самой яхты и от сервиса на борту. Если вы привыкли получать то, что именно вам хочется, и так, как вам хочется, - покупайте яхту и просто обозначьте, как и что вам нравится. Если вы не так притязательны, если готовы мириться с тем экипажем, который нанял владелец чартерной яхты, и с теми датами, когда ее можно снять, - берите яхту в чартер. Но если вы собираетесь отдыхать с 1 августа, а у вас заболел ребенок и вы смогли вылететь только 10-го, ваша яхта будет вас ждать. А если чартерный контракт подписан с 1 по 8 августа, то 10-го лететь вам некуда - на яхте уже другие люди, а потраченный аванс пропал.

Какова стоимость обслуживания в процентах от стоимости яхты?

Андрей Ломакин: Нет такой цифры. На заре бизнеса все пытались ее вводить - от 2 до 5 процентов. Но это не работает. Приведу пример. Вы купили новую яхту. Допустим, Sunseeker 76 Yacht. Рыночная цена - 3 млн евро. Содержание обойдется примерно в 120 тысяч евро в год - это 3,3 процента от стоимости. Два года яхта на гарантии, и на ремонт вы не тратитесь. Но проходит 10 лет, и та же яхта стоит уже 1 млн евро. Вы все равно тратите на обслуживание 120 тысяч евро плюс 50 тысяч на ремонт. И эти 170 тысяч евро по отношению к 1 млн составляют уже 17 процентов. Следовательно, чем новее яхта, тем меньше на нее расходы относительно стоимости.

Как вы думаете, чем будете заниматься еще через 20 лет?

Андрей Ломакин: Яхтами.

Хотите построить идеальную яхту?

Андрей Ломакин: Конечно!