издается с 1879Купить журнал

Трассы будущего с остановками в прошлом

Новые автобаны уже 10 лет строят так, чтобы сохранить исторические памятники

В этом номере мы открываем новую рубрику, которая, верим, будет интересна читателям. "Сделано на Родине" - это маленькое рукотворное чудо, на котором стоит личное клеймо Мастера. Машиностроителя и ювелира, кузнеца и мебельщика, металлурга и винодела. Или, как в нашей стартовой публикации, - дорожника.
Очень часто за личными историями умельцев и их любимого дела встает История.

предоставлено компанией "Автодор"

Скоростные автотрассы сближают города и страны, сокращают время и приближают будущее. А еще они самым неожиданным образом наводят мосты в прошлое. Достаточно сделать остановку у дороги...


М-4. Древнее египетских пирамид

Мог ли представить русский археолог Василий Алексеевич Городцов, который исследовал эпоху бронзы на юге России и выделил ямную, катакомбную и срубную ее стадии, что спустя век ученые раскопают древнейшее захоронение на Дону, датированное IV тысячелетием до нашей эры?

Произойдет это благодаря строительству автодороги!

Трасса М-4 "Дон" - главный путь на юг России. / Предоставлено компанией "Автодор"

По сути, именно необходимость увести транзитный поток машин от ростовской агломерации заставила приступить к раскопкам в 2018 году. Поскольку в ходе подготовки к строительству скоростной трассы М-4 "Дон" обнаружилось: максимальный возраст археологических находок в Ростовской области - 6 тысяч лет! Государственная компания "Автодор" выступила заказчиком изысканий на древнем кургане, в зоне будущего обхода города Аксая.

Этот курган известен давно, на картах XIX века он обозначен как "Фигурин". Но до сих пор археологам не удавалось провести полноценные исследования: слишком дорогостоящими представлялись работы. И уже первые результаты стали сенсационными. Курган оказался многослойным, "нарастал" тысячелетиями, захоронения в нем - из разных культур и эпох. А самое древнее относится к IV тысячелетию до нашей эры.

Египетские пирамиды на тысячу лет моложе!

- Захоронение расположено в самом центре кургана, по кругу огорожено глыбами красного песчаника. У историков нет ответа, кем были умершие. Их статус определяют по типам захоронений - "ямники", "катакомбники", "срубники", - поясняет профессор кафедры археологии и истории древнего мира Южного федерального университета Алексей Кияшко.

Керамика, найденная при подготовке территории строительства обхода Аксая на М-4. / Предоставлено компанией "Автодор"

Под курганом действительно найдены камеры-катакомбы, где хоронили высокопоставленных членов древнего общества. Об этом свидетельствуют выложенные ракушечником стены, элементы конских уздечек, бронзовый кинжал. Хорошо сохранился даже лепной круглодонный горшок с елочным орнаментом: по декору такой керамики можно определить родство групп людей и пути их расселения...

В кургане обнаружено несколько десятков захоронений разных эпох. Два из них (более поздних) принадлежат половцам, что определили по железному стремени и конской упряжи: возможно, рядом находилось большое поселение кочевников. А в верхних слоях обнаружены остатки казачьих землянок позапрошлого века. И можно только догадываться, сколько открытий чудных ждет ученых (и нас с вами) вдоль трассы М-4...

Да разве только вдоль нее!


М-3. Остановка на Угре

Трасса М-3 "Украина". Проезжая по недавно реконструированному участку, вы наверняка заметите на насыпном холме скульптурную композицию - фигуры четырех вооруженных копьями и мечами русских воинов. Тем более что дорожники помогли построить рядом часовню. И вспомните из давних уроков истории - Великое стояние на Угре...

Весной 1480 года угроза ордынского хана Ахмеда прийти на Русь заставила Ивана III объединиться со своими братьями Андреем и Борисом. Когда Ахмед подошел к Калуге, русский князь уже перекрыл путь на Москву. Ордынцы много раз пытались перейти Угру вброд, но натыкались на встречный огонь артиллерии. И с приходом холодов отошли в степь, не решившись форсировать реку по льду. Великое стояния на Угре стало одним из знаковых этапов в становлении нашей страны как единого независимого государства. В 1485 году Иван III провозгласил себя государем всея Руси...

Не проезжайте мимо этого места: на 177-м километре М-3, сразу за поворотом направо, есть специально обустроенная для посетителей исторического места парковка.


М-1. Старейший автобан России

А вот трасса М-1 "Беларусь", в прошлом году отметившая 80летие, - сама по себе исторический памятник. Именно на ней были впервые в СССР применены стандарты строительства автомагистралей, схожие с требованиями к хайвеям США или автобанам Германии. И хотя Минка проектировалась раньше, с самого начала она была задумана как прямая и широкая скоростная автодорога с твердым покрытием.

Многое повидала эта стройка, прямое отношение к которой имел Генрих Ягода, первый нарком внутренних дел СССР. В его ведомстве дорога оказалась, когда стало ясно: силами вольных строителей задачу не решить, миллиарда советских рублей в ценах 1935 года не найти. Смету сократили до 632 миллионов, а стройку передали НКВД - и заключенным Вяземлага. Но отставание от графика нарастало. И Николай Ежов, сменивший Ягоду осенью 1936 года, быстро нашел этому объяснение. Историк Вяземлага и строительства М-1 Оксана Корнилова приводит исчерпывающую формулировку приказа НКВД N 0132 от 1 ноября 1937 года:

"Один из способов вредительства в ГУШОСДОРе (Главное управление шоссейных дорог НКВД СССР. - Авт.) сводился к тому, чтобы затягивать строительство важнейших сооружений, не сдавая их в эксплуатацию..."

В 1937 году репрессировали начальника Вяземлага П.А. Петровича и других руководителей строительства. Большинство из них были осуждены по 58-й статье и расстреляны за шпионаж, вредительство и групповую троцкистскую контрреволюционную деятельность (реабилитированы в 1956 году). Обвинение "установило" даже то, что главный инженер М.М. Левин готовил крушение автомобиля Сталина...

Много чего трасса повидала и в войну... Оккупация. Ожесточенные бои в районе поселка Уваровка. Казнь Зои Космодемьянской (деревня Петрищево в пяти километрах от дороги). Идущие по ней на запад наши полки...

Каждый год на 71-м километре трассы "Автодор" проводит митинг, посвященный Дню Победы. Именно здесь был построен оборонительный узел, ставший неприступным для врага. Сейчас на этом месте мемориал, памятник воинам-дорожникам. Недавно построена и освящена часовня иконы Божией Матери Смоленской. А рядом - комфортная площадка для отдыха и автостоянка.

Остановитесь здесь хотя бы ненадолго. Вспомните...


Экспозиция предметов, найденных археологами во время подготовки территории строительства трасс "Автодора". / Предоставлено компанией "Автодор"

М-11. Возвращенные имена

Благодаря дороге родственники красноармейца Петра Семеновича Тютенцева из Рязанской области смогли с почестями похоронить солдата через 70 лет после его гибели. Шел май 2013 года, начиналось строительство трассы М-11 Москва - Санкт-Петербург - и в Новгородской области в работу активно включились поисковые отряды. Именно тогда были впервые проведены полномасштабные поиски погибших фронтовиков на трассе будущей федеральной автодороги - проект Памяти, реализуемый государственной компанией "Автодор".

В районе деревни Мясной Бор, где в Волховском котле в 1942 году была уничтожена 2-я ударная армия РККА, поисковики подняли останки 263 красноармейцев. Установили имена 14 из них. Семерых, в том числе Петра Тютенцева, передали родным, троих захоронили в присутствии родственников в братской могиле мемориала "Мясной Бор", неопознанных предали земле на мемориальных кладбищах Новгородской и Ленинградской областей. Останки воинов были обнаружены в полосе отвода строящейся дороги - на узкой 150-метровой ленте. А сколько бойцов осталось лежать в лесах и болотах справа и слева от нее...

Потому-то "Автодор" - молодая компания, которой в этом году исполняется всего 10 лет, - принял решение при подготовке будущих строек проводить поиск на всех территориях, по которым прошла война.


Благодарим Государственную компанию "Автодор" за предоставленные материалы.