28.06.2019 11:50
    Поделиться

    Кто и как встречает самолеты на земле

    Каждый из нас, как бы высоко он ни летал, рано или поздно оказывается в московском аэропорту. Всю его суету и романтику мы ощущаем, когда смотрим на перрон через панорамные окна в "чистой" зоне. Корреспонденты "РГ" заглянули немного дальше и узнали, что скрывается в служебных помещениях Домодедово, и кто первым встречает и провожает самолеты.

    Все, что происходит на перроне Домодедово, особенно в летний сезон, напоминает суету муравейника. Тягачи, машины с багажом, автобусы, сами лайнеры - все это перемещается бесконечно, но в то же время упорядоченно. За этим процессом каждый из нас может наблюдать через панорамное стекло в зале ожидания. А вот как все эти процессы управляются? Вот об этом мы узнаем, заглянув в служебную зону аэропорта. Кстати, вход туда находится неподалеку от стоек регистрации. Естественно, нужен специальный пропуск на перрон.

    На входе в контролируемую зону аэропорта для персонала - алкорамки. Придется в прямом смысле дыхнуть. Правда, не в трубочку, а в квадратик. Датчики чувствительны к парам спирта в выдыхаемом воздухе. И только если сотрудник трезв, загорается зеленый свет, и ворота открываются. Дальше идет такой же контроль, как и при входе в пассажирскую "чистую" зону.

    Мозговой центр аэропорта находится на четвертом этаже. Подгруппа оперативного управления - так называется подразделение, которое ведает почти всеми процессами, которые мы наблюдаем из зала ожидания или с трапа самолета. Руководитель этого подразделения Сергей Барраев знает о гражданской авиации многое. До переезда в Москву он работал в аэропорту Санкт-Петербурга. Теперь отвечает за обслуживание пассажирских лайнеров в Домодедове. У каждого сотрудника - свой фронт работы. Кто-то координирует перронные автобусы, кто-то - доставку бортового питания, кто-то - буксиры, толкающие лайнеры на рулежную дорожку. Кстати, получается, самолет не может ехать задним ходом? "Почему, вполне может, - говорит Сергей. - Просто для этого нужно соблюсти множество условий. Но в условиях аэродрома этого не нужно. Командир ведь не видит, что происходит сзади, под колесами. А буксировщики контролируют весь процесс".

    На всех рабочих местах - рации. Но в них почти полная тишина, лишь изредка сотрудники обмениваются парой фраз. "Действительно, переговоры у нас сведены к минимуму, - подтверждает Барраев. - Все потому, что за процессами помогает следить компьютерная программа". На дисплеях каждый рейс обозначается полосой своего цвета. По тому, как она заполняется, можно судить, как справляются работники на стоянке (их называют агентами перронного обслуживания).

    "Обслуживание должно идти максимально быстро, - объясняет Барраев. - Ведь есть самолеты, которые отправляются в новый рейс через 40 минут после прибытия". За это время нужно зафиксировать воздушное судно на колодках, высадить пассажиров, выгрузить багаж, убраться... У всех сотрудников, обслуживающих самолеты, есть персональные гаджеты: там можно отмечать выполненные задания, это тут же отображается на компьютерах в группе оперативного управления. Процессов на перроне происходит множество! Нам довелось лично увидеть большинство из них прямо на летном поле....

    Так получилось, что "наш" рейс прибыл раньше запланированного времени. Это обычно происходит, если лайнер попадает под попутный ветер. На спецмашине мы спешно выдвигаемся: Airbus A320, прибывающий из Антальи, вот-вот совершит посадку, ему уже определен номер стоянки. Места у телескопических трапов заняты, поэтому командиру придется зарулить на стоянку в поле.

    Место под "парковку" очерчено красными линиями. Первым его осматривает агент перронного обслуживания: на дороге лайнера не должно быть ничего постороннего. Свои места на белых "островках" занимает спецтехника: автотрап, машина для багажа, автобусы. За тем, как командир заруливает, следит агент перронного обслуживания. Флажками он дает летчикам вполне понятные знаки: правее, левее, стоп. И Airbus "паркуется" в точности по расчерченной на поле разметке.

    Как только пассажиры спустились, а багаж выгрузили, начинается уборка салона. Кроме того, пардон, нужно очистить уборную и залить на борт свежую воду. А вот и машина с подъемным фургоном. "Это - бортовое питание, - объясняет Максим Прилипко, начальник группы агентов перронного обслуживания. - Заметили, что еду загружают и спереди, и сзади? Это необходимо, чтобы бортпроводники могли развозить пищу с обоих концов салона и встретились как раз посередине".

    Тем временем, багаж везут в терминал. Одновременно могут разгружаться несколько самолетов. Даже удивительно, как это грузчики не путаются в множестве сумок, рюкзаков и чемоданов? "На каждый из них при регистрации клеют бирку с кодом, - говорит ассистент начальника смены автоматизированной системы сортировки багажа Станислав Мазурин. - Инфракрасные считыватели автоматически разделяют сумки по нужным транспортерам". Если вдруг путаница и возникает, то только с негабаритным багажом. Например, лыжами или детскими колясками. Такую поклажу надо регистрировать на специальных стойках. "Помню, с таким багажом как-то к нам приехал один знаменитый актер, - вспоминает Станислав. - В зале у стоек регистрации мы встретились с ним глазами. Он спросил, можно ли оформить такой багаж на обычной стойке регистрации, но я отправил его к другой. И мужчина довольно спокойно отреагировал".

    По тем же дорожкам и на тех же машинах багаж вылетающих пассажиров доставляется на борт самолета. Лайнеру пора в новый путь. Последний, кто его провожает, - агент перронного обслуживания. Именно он следит за буксировкой самолета на рулежную дорожку. Примечательно, что в этот момент командир фактически не управляет своим кораблем. В стойку шасси вставлен специальный блокировщик - пин. Он нужен, чтобы стойка случайно не сложилась в процессе буксировки или, например, дозаправки. И вот буксир выполнил свою задачу, уезжает. Агент ждет команды от диспетчеров. Наконец, он узнает: вылет разрешен. Тогда агент подходит к стойке и вынимает пин. Может, замечали, что перед отправлением самолета ему сигнализирует человек с поднятыми руками? Этот жест агента означает: "Пин у меня, все в порядке!". Счастливого пути!

    Поделиться