Постижение феномена человека во многом зависит от того, сумеет ли наука сколько-нибудь внятно определить степень зависимости человеческого поведения от деятельности его мозга, то есть доказать справедливость самого названия нашего вида homo sapiens, человек разумный. И это не менее важно для формирования образа будущего, чем космические разработки, достижения в области ядерной физики или исследования мирового океана. Дело не только в том, что "умные живут долго" - так называлась выпущенная незадолго до ее ухода из жизни книга Натальи Петровны Бехтеревой, выдающегося нейрофизиолога, которая руководила Институтом мозга с 1990 по 2008 год, необходимо понять, как живут умные и неумные, чего можно от них ожидать. И насколько справедлива гипотеза Бехтеревой, что "правда мозга и жизни общества, по-видимому, едина".
Можно сколько угодно спорить о различных идеологических и политических моделях бытования обществ и государств, о преимуществах и недостатках этих моделей, но в любом случае пока мы недостаточно полно (чуть было не написал "до конца", но это конечное знание нам вряд ли доступно в обозримое время) представляем себе, что такое человек, что им движет, каковы перспективы его телесного и духовного развития, будет трудно остановиться на одной из них. Тем более что в истории человечества они существуют не только сменяя одна другую, не только параллельно, но нередко внутри одной общественной формации, противоречиво и взаимодополнительно. Традиционализм востребован в той же степени, что и либерализм.
Консерватизм заложен в самой природе человека. Рождение и смерть, интимное влечение друг к другу, не всегда связанное с продолжением рода, физиологические циклы женщин и мужчин вряд ли изменились за последние сорок тысяч лет доминирования homo sapiens на нашей планете. Но в не меньшей степени нашему виду свойственна тяга к новизне, к открытию и созданию прежде неведомого и не существовавшего.
Человек разумный нередко нерасчетлив в своем поведении. Насколько оно определяется деятельностью мозга? И только ли мозга? Умнейшая Т.В. Черниговская не раз повторяла, что "мозг принимает решение за 30 секунд до того, как человек это решение осознает", а "30 секунд - это огромный период времени для мозговой деятельности". Но что происходит с человеком в эти 30 секунд?
И только ли деятельность мозга делает человека человеком? Все эти вопросы имеют не только фундаментальное научное значение. Ими интересуются практики самых разных профессий - от политтехнологов до маркетологов (что, увы, нередко одно и тоже). Все, кто ищет пути к манипулированию общественным и даже интимным поведением человека, кто пытается вызвать искусственно сформированную потребность в выборе того или иного политика или покупке ненужного товара. Растущая с геометрической прогрессией уверенность в том, что современные инструменты маркетинга способны творить чудеса, с большой долей вероятности может оказаться опасной самонадеянностью.
Человек, который кажется гибким и готовым к компромиссу, боящийся всего на свете, не желающий преступать порог боли, в критических обстоятельствах способен на иррациональные поступки. Он способен проявлять беспримерное мужество перед лицом смерти. И взрываться бунтом без видимых причин. Любые рациональные объяснения, любые идеологические мотивации, как правило, выглядят достаточно плоско.
Человек загадочен не только в своем величии, но и в парадоксальной низменности поведения. Когда все моральные предохранители, все общественные регламенты, все религиозные запреты оказываются отброшенными за ненадобностью. Когда зло, по определению Ханны Арендт, становится банальным, обыденным. Когда в газовые камеры отправляют под музыку Моцарта, которую любят и палачи, и жертвы.
Можно назвать это грехопадением, можно говорить о разрушении нравственных принципов общества, о ложных социальных догматах, которые вдалбливали в национальное сознание, о тотальном страхе и отчаянии, но все эти объяснения вряд ли с должной полнотой раскроют трансформацию людей, которые принадлежат к виду человека разумного. Сказать о нацистах или о фашистах самых разных толков "нелюди" - значит уйти от проблемы, которая возникает в подобных случаях. Проблемы, которая заключается в том, что они тоже принадлежат к роду человеческому.
И поэтому в высшей степени недальновидно определять поведение человека простыми мотивациями - жаждой власти, денег или удовлетворением плотских потребностей. Или сетовать, как это делали в недавние времена, на провалы идеологической работы. Социальные прогнозы, которые строятся только на подобных объяснениях, неизбежно дают сбой. В данном случае простота хуже воровства. И коль скоро, по Протагору, человек есть мера всех вещей, то самопознание есть наивысшая забота человечества.