- Мы хотели с высоты 2 веков показать, от кого же тогда отказалась Россия, - говорит Татьяна Макеева, директор музея "Усадьба Муравьевых-Апостолов", где открыта выставка "Наполеон. Жизнь и судьба" - к 250-летию Бонапарта.
От кого же? От самозванца и диктатора? От реформатора, полководца, политика, романтического героя? В помощь нашим размышлениям - собранные в залах усадьбы, пережившей пожар 1812 года, артефакты из коллекций Александра Вихрова, Сергея и Татьяны Подстаницких и Андрея Кусакина.
Тарелка севрского фарфора, а на ней - сцена с картины "Битва под Фридландом": император в гуще боя, среди верных генералов. Придя к власти, Наполеон за короткое время поднял из руин экономику страны - в том числе, Севрский завод, поднявшийся на производстве фарфора с изображениями подвигов императора. На соседней стене - гравюра "Наполеон провозглашает Рейнский союз": то был важный шаг к собиранию германских земель.
Политиком он был и в личной жизни. Три работы неизвестных художников подводят зрителя к главной теме. Выставку поначалу хотели назвать "Наполеон - отвергнутый жених", но тут отвергает пока он: сцена в парке, Наполеон сообщает любимой Жозефине, что разводится с нею - и начинает ухаживать за Марией-Луизой.
До этого император всячески искал близости с Россией - и потерпел в итоге поражение. В центре следующего зала - история неудавшегося сватовства с портретами великих княжон (Наполеон имел виды и на младшую сестру Екатерины Анну). Антикварный шкафчик с раритетами, среди которых - небольшой медальон: Наполеон и Александр I в обнимку, чуть выше тарелка с Марией-Луизой и Бонапартом на фоне Александра. Эти фантазии в красках (в реальности никто не обнимался) были созданы во Франции. На противоположной стене гравюра Крукшанка "Наполеон наблюдает из Кремлевского дворца пожар Москвы".
- В антикварном магазине на Невском я увидел однажды бюстик Наполеона за 6 рублей - при стипендии 45, - Александр Вихров, член Совета директоров Императорского фарфорового завода, вспоминает, как начинал собирать "наполеонику". Сегодня в его собрании около тысячи предметов: живопись, миниатюра, графика от карикатур до лубка. Медальон с обнявшимися императорами Вихров купил у антиквара в арбатском переулке, игрушечные пушечки Наполеона II, золотую брошь с вложенной крохотной косичкой из волос Наполеона и Жозефины, нож из обеденного набора - на аукционе в Фонтенбло.
Больше всего на выставке, конечно же, изображений императора в разных видах и позах - в баталиях, среди родных, на смертном одре. Соратники утверждали, что любой его портрет - карикатурен. И правда, если посмотреть на витрину с портретными миниатюрами, - он везде разный, словно неуловим.
Разгадать загадку Наполеона пытались и после его смерти - этой "наполеонике" посвящен последний зал. Человек из ниоткуда, поднявший с колен свою страну и чаявший поставить на колени остальной мир, не мог не стать объектом обожествления или презрения. Вот Наполеон-складень из слоновой кости: китель нараспашку, по двум сторонам складня император на коне. Рядом - чугунная чернильница-саркофаг, на дне которой чугунный трупик в треуголке.
В конце выставки - два информационных бюллетеня Великой армии, расклеивавшихся в разгар войны во Франции. Первый - о вступлении 450-тысячной армады в Россию. Второй - о бегстве из нашей страны оставшихся 35 тысяч.
- Этой выставкой нам хотелось напомнить и о том, как важно уметь договариваться, - говорит Вихров. С этим не поспоришь. Но и сердцу женщины - не прикажешь (да и не обманешь его). Насильно мил в России никогда не будешь - есть и такая правда.