14.09.2019 00:00
    Поделиться

    "Академик Ломоносов" досрочно швартуется в Певеке

    В субботу, 14 сентября, когда в центральных регионах России новый день только-только вступал в права, а в Москве еще была глубокая ночь, в порту Певек на Чукотке готовились торжественно встречать атомный энергоблок "Академик Ломоносов". Тут, в заполярном порту на трассе Севморпути, ему уготовано стать первой плавучей и самой северной в мире атомной теплоэлектростанцией.

    Кажется, совсем недавно, 23 августа, его провожали от причала "Атомфлота" в Мурманске и желали удачи в непростом путешествии на восток длинною почти в 5 тысяч километров (если точно - 2640 морских миль).

    Специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачев, губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин и другие важные гости отразили наиболее важные моменты, связанные со строительством, испытаниями, местом будущей работы первой в мире ПАТЭС и перспективами такого рода проектов на российском и мировом рынках.

    В тот день сложилось соседство историческое и символическое одновременно. У одного причала - так, что можно запечатлеть в одном кадре - оказались первый в своем роде плавучий атомный энергоблок "Академик Ломоносов", за кормой у него - единственный в России авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", а прямо перед ними - самый мощный в мире атомный ледокол "50 лет Победы", вернувшегося накануне с Северного полюса.

    Последние минуты у причала "Атомфлота". Таким был вид на ПЭБ "Академик Ломоносов" с бака атомного ледокола "50 лет Победы". Фото: Александр Емельяненков / РГ

    Крейсер и ледокол стали свидетелями того, как над верхней надстройкой "Академика Ломоносова" под звуки российского гимна подняли российский триколор. Вслед за тем портовые буксиры аккуратно отвели "плавучую батарейку" водоизмещением 20 тысяч тонн от причальной стенки на главный фарватер Кольского залива, где уже ожидал в готовности дизельный ледокол "Диксон".

    С учетом непредсказуемой погоды на трассе Севморпути и других непредвиденных обстоятельств на буксировку ПЭБ из Мурманска в Певек закладывали от 28 суток (оптимальный вариант) до 40 (на случай штормовой погоды и вынужденных остановок). И это не было перестраховкой, если учесть, что габариты несамоходного судна 140 метров на 30, а в оба реактора ПЭБ уже загружено ядерное топливо по штатной схеме. Разумеется, на время буксировки реакторы энергоблока, прошедшие горячую обкатку, были остановлены, а их активные зоны переведены в подкритическое состояние. Но уже сам факт, что ПЭБ "Академик Ломоносов" - это функционирующий ядерный объект, не допускал никакой поспешности.

    Часть судовой команды и операционного персонала ушла в Певек на борту энергоблока. Другая осталась на берегу и должна была добираться к месту своей будущей работы иными путями.

    Чтобы подготовить все необходимое для встречи и швартовки "Академика Ломоносова" в Певеке, старший помощник капитана Антон Скоморохов планировал лететь туда в середине сентября. Но события ускорились: маршрут из Мурманска по Севморпути буксируемый ледоколом "Диксон" энергоблок преодолел за 17 ходовых суток и рано утром 9 сентября уже занял место на якорной стоянке в Чаунской бухте. Она же - порт Певек.

    И уже назавтра, 10 сентября, официальная делегация России на сессии Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене уведомила коллег, что ПЭБ "Академик Ломоносов" прибыла к месту эксплуатации в Певек на Крайнем Севере России. "Развитие новых энергетических технологий, таких как эта, дает нам в руки новые инструменты для достижения целей устойчивого развития, - говорится в заявлении российской делегации. - В этой связи хотим подчеркнуть особую роль атомной энергетики в решении климатических проблем. Приветствуем проведение в октябре Международной конференции по изменению климата и роли атомной энергетики".

    Как сообщили в концерне "Росэнергоатом", план швартовки энергоблока у специально построенного мол-причала уже согласован с капитаном порта Певек. Следующим этапом станет подключения ПЭБ к береговым сетям и коммуникациям, после чего плавучий энергоблок станет полноценным энергетическим объектом в составе плавучей атомной теплоэлектростанции.

    В перспективе ПАТЭС должна заменить выводимые из эксплуатации генерирующие мощности Чаун-Билибинского энергоузла - Чаунскую ТЭЦ в Певеке и Билибинскую АЭС в городе Билибино.

    Старший помощник капитана ПЭБ "Академик Ломоносов" Антон Скоморохов в посту наблюдения за буксировкой. Фото: Александр Емельяненков / РГ
    Поделиться