Для большинства компаний способность провести цифровую трансформацию становится вопросом выживания. По данным "Делойт", 90 процентов химических компаний сообщают в своей стратегии о цифровой трансформации, но только 15-20 процентов имеют реальные технологии и навыки, чтобы преуспеть в ней.
- Технологическое отставание России от развитых европейских экономик не позволяет внедрять цифровые решения оперативно и эффективно, - указывает партнер, руководитель группы по обслуживанию предприятий химической отрасли компании "Делойт" в СНГ, Юлия Орлова. - Так, например, около 30 процентов производственных рабочих не имеют мобильных телефонов и не пользуются электронной почтой, что представляет колоссальную техническую проблему для эффективной организации производственного процесса, не говоря уже о внедрении прорывных технологий.
Для сокращения отставания от мировых трендов, как полагает эксперт, требуется создание устойчивых партнерств с разработчиками, органами власти и отраслевыми объединениями, широкая коммуникация и обмен опытом, а также трансформация законодательной базы в соответствии с изменяющимися условиями и цифровыми потребностями. Кроме того, необходимы инвестиции государства и бизнеса в цифровую экономику и дальнейшая разработка и совершенствование технологий, подчеркивает Юлия Орлова.
- Цифровизация требует серьезных финансовых инвестиций со стороны химической компании, - подтверждает президент Ассоциации "Росхимреактив", вице-президент РСХ Ирина Вендило. - Если обобщить основной перечень затрат, то это аналитика, создание или покупка и "кастомизация" готового программного обеспечения, покупка "железа", внедрение, дальнейшее обслуживание .
Кроме того, по словам эксперта, потребуется выполнение определенного ряда мероприятий внутри самой компании. Ей нужно оптимизировать процесс сбора данных и коммуникацию между подразделениями, провести курсы по повышению квалификации персонала, возможно, нанять дополнительный персонал для поддержки внедренной системы.
- Очень большое значение будет иметь работа IT-службы предприятия, поскольку на этапах внедрения на нее будет ложиться дополнительная нагрузка, - отметила Ирина Вендило. - Важный вопрос - начальный уровень автоматизации на предприятии: на одном и том же типе производства, но с разными уровнями автоматизации процессов "оцифровка" может дать разный прирост производительности. Срок окупаемости по некоторым проектам цифровизации может составлять больше трех лет. Это, как правило, достаточно долгосрочный проект, требующий продуманной и планомерной стратегии.
Среди примеров успешно проведенной цифровой трансформации химического бизнеса участники рынка выделяют внедрение дополненной реальности в управлении складом и ремонтами, установку wi-fi датчиков для улучшения безопасности на производстве и усиление контроля за производственными процессами. Рутинные процессы теперь выполняют роботы, внедряются мобильные сервисы для самообслуживания, а вместо выборочного контроля на производстве внедряется тотальный автоматизированный контроль.
-Мы знаем о кейсах, внедренных в крупных химических и нефтехимических холдингах: автоматизация процессов закупочной деятельности, документооборота и отчетности, роботизация кадровых процессов, - рассказала Юлия Орлова. - Как и везде в экономике, устоявшиеся бизнес-модели разрушаются и диктуют необходимость перехода на новые.
Большинство компании химической отрасли так или иначе рассматривали возможности технологии блокчейн, добавила эксперт. Пока компаниям самостоятельно не удалось найти кейсов для блокчейна в их бизнес-процессах: несмотря на это, компании до сих пор пытаются найти идеальный кейс и следят за применением технологии у конкурентов.
По словам Ирины Вендило, российские разработчики мало- и среднетоннажной химии (МСТХ) уже используют на своих производствах различные цифровые технологии и инструменты. Для выпуска подобного рода химических веществ (химические реактивы и особо чистые вещества, реагенты для промышленной водоподготовки, текстильно-вспомогательные препараты) требуется высокотехнологичное оборудование, а сам процесс производства предполагает жесткий контроль качества с помощью измерительных датчиков и систем автоматического управления.