15.09.2019 20:52
    Поделиться

    Плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" встал к причалу в Певеке

    Плавучий энергоблок "Академик Ломоносов" встал к причалу в Певеке и станет самой северной в мире АЭС
    Самый северный и самый удаленный от привычных коммуникаций регион нашей страны - Чукотский автономный округ - становится самым "атомным" из всех 85 субъектов Российской Федерации. К действующей на его территории Билибинской АЭС в минувшие выходные пришел на подмогу и будет принимать эстафету первый в своем роде плавучий атомный энергоблок.

    В субботу, 14 сентября, когда в центральных регионах России новый день только-только вступал в права, а в Москве еще была глубокая ночь, в порту Певек дали добро на швартовку ПЭБ "Академик Ломоносов" к специальному молу-причалу в Чаунской губе. Тут, в далеком Заполярье на трассе Севморпути, ему уготовано стать первой плавучей и самой северной в мире атомной теплоэлектростанцией.

    С учетом непредсказуемой погоды на трассе Севморпути и других непредвиденных обстоятельств на буксировку ПЭБ из Мурманска в Певек закладывали от 28 суток (оптимальный вариант) до 40 (на случай штормовой погоды и вынужденных остановок). И это не было перестраховкой, если учесть, что габариты несамоходного судна 140 метров на 30, а в оба реактора ПЭБ уже загружено ядерное топливо по штатной схеме. Разумеется, что на время буксировки реакторы энергоблока были остановлены, а их активные зоны переведены в подкритическое состояние. Но уже сам факт, что ПЭБ "Академик Ломоносов" - это функционирующий ядерный объект, не допускал никакой поспешности.

    Часть судовой команды и операционного персонала ушла в Певек на борту энергоблока. Другая осталась на берегу и должна была добираться к месту будущей работы иными путями. Чтобы подготовить все необходимое для встречи и швартовки "Академика Ломоносова" в Певеке, старший помощник капитана Антон Скоморохов планировал лететь туда в середине сентября.

    По планам "Академик Ломоносов" пропишется в Певеке на 12 лет, после чего ему понадобится перезагрузка топлива и профилактический ремонт

    Но события ускорились: маршрут из Мурманска по Севморпути длиною 2640 морских миль (почти пять тысяч километров) буксируемый ледоколом "Диксон" энергоблок преодолел за 17 ходовых суток и рано утром 9 сентября занял место на якорной стоянке в Чаунской губе. На следующий день, 10 сентября, официальная делегация России на сессии Совета управляющих МАГАТЭ в Вене уведомила коллег, что ПЭБ "Академик Ломоносов" прибыл к месту эксплуатации на Крайнем Севере России.

    По словам губернатора Чукотки Романа Копина, с появлением нового источника тепло- и электроснабжения в округе связывают большие ожидания. Считают, что он позволит интенсифицировать промышленное развитие, поможет решить насущные бытовые вопросы в Певеке и на прилегающих территориях, даст позитивный импульс процессам в экономической и социальной жизни региона.

    "Уже в декабре рассчитываем получить первые киловатты электроэнергии, - сказал губернатор на торжественной церемонии по завершению швартовки "Академика Ломоносова". - Это значит, что будет развиваться промышленность, будут рабочие места, люди смогут работать, растить детей, у Чукотки есть будущее".

    Как сообщил там же руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Виталий Трутнев, следующим этапом станет "интеграция энергоблока в энергосети береговой площадки, постановка под напряжение подстанции "Береговая", подключение к энергосистеме Чукотки и подключение к энергосетям города Певека".

    В перспективе ПАТЭС "Академик Ломоносов" должна заменить выводимые из эксплуатации Чаунскую ТЭЦ в Певеке, работающую на угле, и атомную электростанцию в Билибино. А пока Чукотка становится самым "атомным" регионом России, где до вывода из эксплуатации Билибинской АЭС будут работать одновременно два атомных энергообъекта.

    Поделиться