Так было, например, с диском Tales From Topographic Oceans. Ради этой записи музыканты даже оборудовали студию в виде фермерского двора, уставили ее фигурами коров и коз, а клавишные инструменты и усилители разместили на свежескошенных стогах сена. Но с новым, юбилейным альбомом YES 50 LIVE получилась еще более интересная история.
Музыканты так часто записывали удачные пластинки, выпускали сильные сольные диски, что и сами не заметили, как поссорились. Ибо каждый имел свою точку зрения и не соглашался с той, которую предлагали другие. Оззи Осборн, уже много лет дружащий с их клавишником Риком Уэйкманом, не раз удивлялся тому, как Yes записывают диски. Они мало разговаривают, сердятся друг на друга, ревнуют к успехам коллег. А прикрикнуть на них некому. Сам-то Оззи деспотичен, голосист и авторитарен.
В Yes всегда было иначе: никто не признавал чужого лидерства. И доказывал, что именно он - самый лучший, стараясь для этого играть все более совершенные соло на своем инструменте. Оттого и нечего удивляться тому, что с годами в Yes все стали исполнителями-виртуозами. Может, и назло друг другу? Но фанатам это только нравилось…
При этом этого юбилея и альбома могло бы и не быть: ссора довела до того, что в мире стало существовать две группы с одинаковым названием - Yes. В первой собрались гитарист Стив Хау, ударник Алан Уайт, играющие в Yes с начала 70-х, плюс их чуть более молодые коллеги (кто-то пришел в 80-е, кто-то в 90-е). И новый солист Джон Дэвисон, который прежде никогда не выступал в звездных коллективах, а просто пел с друзьями любимые песни Yes, максимально подражая их первому солисту Джону Андерсону и не зарабатывая на этом ни цента. В итоге ветераны молодого американца и рекрутировали: за талант и бескорыстную любовь к их музыке… А во "второй Yes" отпочковались уже "самый настоящий" Джон Андерсон, Рик Уэйкман и другие.
Они могли бы месяцами бегать по судам, доказывая, какой из двух Yes имеет больше прав на это название. А в итоге вообще не поехать в тур и не записать этот диск.
Но спасибо, что вовремя вмешалась женщина. Вдова их друга Криса Сквайра, игравшего в Yes еще с 1968 года и уже ушедшего из жизни. Она очень переживала, что "мальчики ссорятся": не хотела этого. Вот музыканты и решили не судиться, чтобы не расстраивать вдову друга. И оставили две группы под названием Yes. Только каждая теперь в скобках пишет фамилии своих основных участников.
Поэтому и мировой тур состоялся, и альбом выпустили. А сыграли на нем многие музыканты Yes: и нынешние, и уже ушедшие из группы.
Ради вдовы друга и фанатов они снова помирились и встретились. На пару июльских вечеров в Филадельфии и еще потом - в Лондоне. И сами Yes, и уже покинувшие группу Тревор Хорн, Тони Кей, Патрик Мораз, Том Брислин…
Начали с Close to the Edge, продолжили Starship Trooper, не обошлись без Yours Is No Disgrace и Roundabout, добавив новых соло и совсем уж авантюрно сыграв свой хит 1973 года The Ancient (Giants Under the Sun - то бишь "Гиганты под солнцем"). А еще растянули до 19 минут песню Awaken (то бишь "Пробуждать" - вот и пробудили) и исполнили малоизвестный трек Nine Voices (среди соавторов которого игравший в группе на рубеже XXI века русский клавишник Игорь Хорошев).
Как рассказали сами музыканты Yes, этим альбомом они хотели передать настроение праздника и показать исполнительские возможности нынешнего состава.
А значит, у них будет еще немало новых праздников.