Исследователи изучили красочную мозаику V века, найденную в Израиле при раскопках руин сгоревшей церкви, и установили, что она изображала одно из главных чудес Иисуса Христа - "Чудо пяти хлебов и двух рыб".
Как сообщает Live Science, мозаика прекрасно сохранилась под пеплом от древнего пожара, уничтожившего церковь. Этот объект археологи так и называют - "сожженная церковь".
Она была обнаружена при раскопках в городе Гиппос, который стоял на вершине горы с видом на Галилейское море. Церковь сгорела дотла во время завоевания города войсками Сасанидов, это была последняя Персидская империя до появления ислама, в начале VII века.
Мозаика украшала пол храма. Ученые считают, что на ней изображен Христос, кормящий массы хлебами и рыбами. Это известный библейский сюжет, описывающий одно из главных чудес Иисуса.
В Новом Завете рассказывается, что Христос накормил пять тысяч человек, приумножив пять хлебов и две рыбы, которые дал ему мальчик. Именно пять хлебов и две рыбы изображены на мозаике.
Кроме того, исследователи насчитали на ней 12 корзин с хлебом и рыбой, которые, как сказано в Писании, ученики Иисуса оставили после того, как накормили голодных.
Мозаика была очень красочной и имела две греческие надписи. Они были посвящены основателям церкви, которые построили храм в честь мученика по имени "Феодор".
"Конечно, могут найтись и другие объяснения тому, что изображено на мозаике, - говорит Майкл Айзенберг из Университета Хайфы, руководитель раскопок в Гиппосе. - Но нельзя игнорировать сходство с описанием известного сюжета в Новом Завете".
В Библии точно не указано, где именно Иисус совершил это чудо. Единственная ссылка говорит о том, что это было отдаленное место.
Некоторые ученые полагают, что в Библии описана церковь, стоявшая на северо-западном берегу Галилейского моря. Однако библейское описание также соответствует региону к северу от Гиппоса. Он находится недалеко от места, где была обнаружена мозаика.
"Эта церковь была расположена на западном склоне горы Суссита, была самой западной точкой в городе с видом на Галилейское море, - говорит Айзенберг. - Нет сомнений в том, что местное сообщество было хорошо знакомо с чудом кормления толпы и, возможно, знало его предполагаемое местоположение лучше, чем мы".
По его словам, логично предположить, что тот, кто заказал или создал мозаику, хотел продемонстрировать близость к чуду, которое произошло совсем рядом.