издается с 1879Купить журнал

Железный человек Притыцкий

Крестьянскому пареньку выпала нелегкая судьба подпольщика, партизана, влиятельного политика

80 лет назад, осенью 1939 г., западнобелорусские земли воссоединились с БССР. Активным участником этих событий, а затем и партизанского движения в годы Великой Отечественной войны был Сергей Осипович Притыцкий (1913 - 1971), крестьянский сын из Гродненской губернии.

Человек с первой полосы

2 ноября 1939 г. отважный подпольщик, еще недавно сидевший в польской тюрьме, от имени Народного собрания Западной Беларуси зачитал на внеочередной Пятой сессии Верховного Совета заявление о присоединении к СССР. А на первой странице "Правды" от 3 ноября помещена фотография, в самом центре которой - выступающий Притыцкий. Сама большая речь помещена на второй странице, занимает более половины полосы, оратор обозначен как "рабочий-пильщик, деревня Гаркавичи, Сокольского уезда, Белостокской области". Как и другие земляки-делегаты, Сергей Осипович говорил в Кремле на белорусском языке1. Это был звездный час Притыцкого, и было ему, уже немало повидавшему в жизни, всего-то 26 лет.

А впервые на главные полосы газет он попал тремя годами ранее. 28 января 1936 г. на первой странице популярной польской газеты "Слово" был описан настоящий триллер в зале Виленского окружного суда. На процессе над 17ю подсудимыми, которых обвиняли в "коммунистическом заговоре", начал выступать ключевой свидетель, провокатор Яков Стрельчук, выдавший польским властям несколько десятков революционеров.

Удостоверение секретаря ЦК ЛКСМ Белоруссии Притыцкого.

Внезапно с мест для публики двинулся молодой человек с револьвером в правой руке. Первый выстрел прошел над головами судей, другие целевым назначением достались провокатору, которого человек с пистолетом схватил за воротник пиджака. "Стрельчук шатается, падает как тряпка на паркет, который тотчас же зарумянится пятнами крови". Разбив большое окно в суде еще одним выстрелом, молодой человек пытается покинуть помещение. Ему это почти удается, но пули полицейских настигают его на нижних ступенях лестницы, которую он заливает теперь уже своей кровью. Публика в диком ужасе разбегается из суда, а молодой человек, по словам репортера, когда его выносят из здания, успевает крикнуть: "Да здравствует революция, да здравствуют Советы!"2.

Из помещенного тут же официального сообщения полиции следует, что молодого человека зовут Сергей Притыцкий, он тяжело ранен и доставлен в больницу, равно как и раненный им провокатор, у которого под одеждой обнаружился пуленепробиваемый жилет. Он, будучи ранен в голову, успел крикнуть "Да здравствует Польша!"3. 29 января "Слово" дополнило информацию: у дерзкого стрелка было сразу два револьвера и два запасных магазина к ним, а в зале суда продырявлены двери, стена, судейский стол и скатерть, его покрывающая4.

Пока польская печать подробно описывала перестрелку в суде, главная советская газета "Правда" хранила молчание. Не привлек внимания правдистов и судебный процесс над Притыцким. Его сестра Ираида Осиповна Царюк, многолетний декан исторического факультета БГУ, так описывает приговор, вынесенный брату 20 июня 1936 г. в том же Виленском окружном суде: "Суд, выполняя волю Варшавы, приговорил Сергея за революционную деятельность в рядах компартии к 15 годам тюремного заключения; за покушение на Стрельчука - к смертной казни через повешение; за то, что отстреливался от полицейских, - к смертной казни через повешение"5.


Начало воспоминаний С.О. Притыцкого

Всесоюзная знаменитость

1 сентября 1939 г., в самый день начала Второй мировой войны, когда Германия напала на Польшу, пожизненно в итоге осужденный Притыцкий из тюрьмы бежал, через Варшаву перебрался в Белосток. И там 26летний недавний узник стал центральной фигурой открывшегося 28 октября Народного собрания Западной Беларуси. В воскресенье, 29 октября, "Правда" напечатала его речь о присоединении к БССР на первой странице, и говорил Сергей Осипович красиво и искренне:

"Правители бывшей панской Польши пытались превратить народы Западной Белоруссии в рабов, лишали их всех человеческих прав, грубо, цинично издевались над человеческим достоинством трудящихся, отняли у народа родной язык, закрыли белорусские школы [...]. А ведь наш народ, народ Западной Белоруссии - хороший, умный, талантливый народ. А ведь наша родная страна - Западная Белоруссия - страна прекрасная, богатая, таящая в себе огромные возможности"6.

В том же номере "Правды" в корреспонденции из Белостока писатель Валентин Катаев объяснял миллионам читателей личность оратора: "Сергей Притыцкий - один из самых молодых и популярных белорусских большевиков. Это он, Сергей Притыцкий, застрелил на суде провокатора, получил во время бегства несколько ранений, был схвачен польской полицией, приговорен к смерти. Смерть ему заменили пожизненной каторгой. Красная Армия освободила Притыцкого"7.

Выбор 26-летнего подпольщика на одну из главных ролей в торжественной церемонии воссоединения белорусских земель был не случайным - пока Притыцкий сидел в тюрьме, Сталин ради улучшения отношений с Польшей (которого так и не последовало) в августе 1938 г. распустил Компартию Западной Беларуси, а ее руководство обвинил в шпионаже в пользу Варшавы. И в 1939-м более яркой фигуры, чем дерзкий ликвидатор провокатора Стрельчука, найти было невозможно.

С.О. Притыцкий в годы Великой Отечественной войны. 1943 г.

Счастливое спасение

Пройдет 12 лет и та церемония в Кремле, и те правдинские статьи спасут Сергею Осиповичу жизнь. Во главе Гродненского обкома партии он вступит в конфликт с влиятельным министром госбезопасности БССР Лаврентием Цанавой. Легендарного подпольщика с помощью досье более чем в 400 листов пытались обвинить в том, что он был... польским шпионом8. Но в Кремле о нем вспомнили и санкцию на репрессии не дали. Сергей Осипович прожил всего 58 лет, будучи в конце жизни на посту председателя Президиума Верховного Совета БССР был формальным главой белорусского советского государства. Память о нем осталась светлой. П. М. Машеров написал к сборнику его текстов предисловие с названием "Народный герой", где были и такие слова: "Казалось, нет износа этому железному человеку, нет предела его жизнелюбию и светлому оптимизму"9.


1. Правда. 1939. 3 ноября. С. 1-2.2. Z.A. Strzay na sali sdowej // Sowo. 1936. 28 stycznia. S. 1. Притыцкий впоследствии описывал эти события несколько иначе, а в снятом по мотивам этих событий фильме "Красные листья" (1958) сценаристы реальность заметно изменили.3. Komunikat oficjalny // S?owo. 1936. 28 stycznia. S. 1.4. Z.And. Tragiczny proces Komunistw // Sowo. 1936. 29 stycznia. S. 5.5. Царюк И. Трижды приговоренный // СБ-Беларусь сегодня. 2009. 12 сентября. Подробнее см.: Царюк И.О. Крутые дороги: посвящается Сергею Притыцкому. Минск, 2012.6. Лидов П. Вчера открылось Народное собрание Западной Белоруссии // Правда. 1939. 29 октября. С. 1.7. Катаев В. Единодушное требование народа // Правда. 1939. 29 октября. С. 2.8. Политбюро и дело Берия. Сборник документов. М., 2012. С. 833-848.9. Цит. по: Иоффе Э.Г. Сергей Притыцкий. Хроника жизни // Беларуская думка. 2008. N 6. С. 97.