- На выставке демонстрируются уникальные экспонаты, большинство - впервые. Многие сегодня существуют практически в единственном экземпляре. Таких нет ни в Москве, ни в Петербурге, - рассказывает заведующий музеем "Нижегородский кремль - филиал НГИАМЗ" Степан Петушин. - Это и личные вещи знаменитых людей, например императрицы Екатерины II, и изделия из драгоценных металлов и камней, как табакерка из семьи соратника Наполеона Бонапарта генерала Жомини, и вещи, сделанные в неразгаданных сегодня техниках, как стакан мастера Пензенской губернии Александра Вершинина, выполненный в конце XVIII - начале XIX веков в 3D-проекции на стекольном заводе Алексея Бахметева.
Он, кстати, в 1766-1772 годы занимал пост нижегородского губернского прокурора.
Целая жизнь экспоната скрывается за шифром, который присваивается предмету при поступлении в фонд музея. Где и когда он был найден, кем и из чего создан, кто был и кто стал его владельцем - все это зашифровано в буквах и цифрах, которые прочитать под силу только сотрудникам музея.
Кто бы мог подумать, что основоположник супрематизма, автор нашумевшего "Черного квадрата" Казимир Малевич (1879-1935) внесет неоценимый вклад в советскую легкую, легонькую промышленность?
За обычным музейным номером ГОМ 21921/21 скрывается принесший немалый доход заказчику, а затем и знаменитой парфюмерной фабрике флакон одеколона "Северный", дизайн которого разработал художник Малевич. Флакон стилизован под айсберг, на вершину которого (набалдашник пробки) взобрался белый медведь.
Одним из заказчиков Малевича был Анри Брокар - владелец крупнейшей парфюмерной фабрики "Товарищество Брокар и Ко" в Москве. После покорения Северного полюса американцем Робертом Пири 6 апреля 1909 года в обществе вырос интерес к Северу, чем и воспользовался предприниматель Брокар. В 1910 году он поставил на поток мужской одеколон с лаконичным названием "Северный". В столичных газетах появилась массированная реклама, рисунок и шрифт к которой также разработал Казимир Малевич: "Северный одеколон". Крепкий и освежающий".
Флакон "Северного", поступивший в наш музей в 1982 году от двух горьковчан, изготовлен в 1919-1922 годы в селе Никольско-Пестровка Пензенской губернии на стекольном заводе "Красный гигант", открытом еще в 1764 году дворянским родом Бахметевых. Сегодня не найдено ни одного флакона, выполненного в такой технике стекла-кракле. Стеклянный айсберг Малевича покрыт трещинами, словно льдина весной. Игра трещин в ледяной полупрозрачности флакона зависит от освещения. Особенно впечатляет при попадании на стекло прямых солнечных лучей.
В начале 1918 года парфюмерная фабрика "Товарищество Брокар и Ко" национализирована и названа Государственным мыловаренным заводом N 5. С 1 ноября 1922 года завод переименован в Государственный мыльно-парфюмерный завод "Новая Заря". В советские годы производство флакона Малевича для удешевления упростили, и он утратил игру света в ледяных трещинах.
Немалое количество представленных на выставке экспонатов интересны не только как предметы искусства, но и как собственность легендарных личностей.
Так, книга "Месяцеслов" (самая маленькая рукописная книга в Нижегородской области) написана на бумаге мануфактуры Гончаровых - предков жены Александра Пушкина Натальи Гончаровой - и была, как записано чернилами на обороте верхней крышки переплета, "из библиотеки священника Доримедонтия Покровского", за которую он отдал один рубль один алтын.
Священник Доримедонт Покровский (1833-1917) человек в Нижнем Новгороде был известный. Именно о нем писал Максим Горький в повести "В людях" в эпизоде, когда Алеша Пешков пошел на исповедь.
Следующий предмет явно из серии "Скандалы. Интриги. Расследования". Своей даме сердца его подарил знаменитый оперный певец Федор Шаляпин. Веер-лилипут из слоновой кости итальянской работы конца XVIII века прославленный бас преподнес актрисе Мариинского театра (где он служил и сам), которая впоследствии стала свекровью жительницы города Горького.
Веера-лилипуты предназначались для кукол или в качестве игрушек для детей. Иногда их дарили дамам. Веер рассматривался не только как аксессуар, указывающий на принадлежность к светскому обществу, но и как орудие любовной игры. С помощью сложенного определенным образом и в различных движениях веера дамы выражали свои чувства: "Я тебя люблю", "До завтра", "Напиши мне", "Все кончено". Поэтому знать тонкости тайного языка должен был и мужчина, которому адресовались послания.
Безделушка, мимо которой есть риск проскочить, притулилась на втором этаже выставочного зала "Дмитриевская башня". Бонбоньерка (от французского bonbon - конфета) поступила в фонд музея в 1923 году вместе с другими личными вещами нижегородских дворян Шереметевых из их замка в Юрине ("РГ-Неделя" рассказала о них в статье "Тайны героев и дуэлянтов", номер от 5 июля 2018 года).
В обиходе европейской знати бонбоньерки (конфетницы) появились в XVII-XVIII веках. Внутрь клали рассыпные конфеты, мятные лепешки для освежения дыхания. Однако внимания заслуживает форма шереметевской бонбоньерки - голова мопса.
Известно, что в европейской культуре мопс считался символом преданности, надежности. В этом качестве он стал фигурировать как эмблема масонов.
Масоны появились в Англии в XVII веке. После запрета масонства Папой Римским в 1738 году собрания вольных каменщиков стали тайными. Попасть в секретные ложи можно было, только предъявив "пропуск" - табакерку с изображением мопса. Старшие члены ордена должны были носить под одеждой серебряные медальоны с изображением пса. Бонбоньерка Шереметевых сделана в Англии в конце XVIII - начале XIX веков.
- Некоторые из нижегородских Шереметевых были масонами, - не отрицает принадлежность знаменитых аристократов к тайному обществу главный хранитель НГИАМЗ Павел Шавенков. - Но достоверной информации нет по той причине, что когда в 1822 году Александр I запретил масонские общества в Российской империи, нижегородские Шереметевы, будучи по большей части монархически настроенными, по-видимому, уничтожили все свидетельства о своей принадлежности к таким обществам.
Между тем причастность Шереметых к масонам доказывает и окно с символами масонства в Юринском замке.