Мутко раскритиковал иркутские власти за волокиту с обращениями жителей

Пострадавшие от наводнения в Иркутской области люди встречают зиму в сырых домах. К потерянному имуществу скоро прибавятся приобретенные болезни. Главная оценка действия местных властей: они не с людьми. Так жестко и категорично в беседе с корреспондентом "Российской газеты" охарактеризовал работу региональных и муниципальных чиновников руководитель Исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ) Михаил Кузнецов после очередного заседания правкомиссии по устранению последствий целой череды летних наводнений в Иркутской области.

- Ситуация там на самом деле ужасная. Вот представьте: в домах в стеклопакетах стоит вода. До сих пор! - восклицает Кузнецов. - По стеклу хлопаешь, а там вода. Люди вот так живут и смотрят на мир через увеличительное стекло.

Вода в окнах уже замерзла, так как в Иркутскую область пришли морозы. По информации Гидрометцентра, в самом пострадавшем от летнего наводнения городе Тулуне по ночам ниже 20 градусов мороза, днем немного теплее. Но сильного потепления все равно ждать не приходится, как и быстрого ремонта. От потопа пострадали тысячи домов, и за один день все их не отремонтируешь.

То, что сейчас происходит, а точнее не происходит, в регионе, вызывает множество вопросов.

"Компенсации либо вовремя не получены, либо люди недовольны тем, какая оценка состояния их жилья и имущества была проведена, - говорит Кузнецов. - Но у них нет возможности и ресурсов все это оспаривать. Либо у людей просто нет физической возможности собирать документы, и им нужна в этом помощь".

Уже нашлись бойкие ребята на местах, которые за 125 тысяч рублей предлагают юридическую помощь в "выбивании" из чиновников максимальной компенсации.

Все вопросы, связанные с расселением жителей и ремонтом их домов, должны быть полностью закрыты в октябре следующего года

"Конечно же, мы не позволим наживаться на чужой беде", - обещает Кузнецов. И если местные власти не видят или не хотят прикрыть эту и подобные "лавочки", активисты Общероссийского народного фронта уже готовы сами оказывать людям бесплатную юридическую помощь. "Вместе с командой "Лидеров России" сформировали группу юридического сопровождения", - добавляет Михаил Кузнецов.

Дома буквально трещат по швам, повсюду грибок. Фото: 1tv.ru

Молодые волонтеры готовы помочь не только советом, но и делом. "Сразу же, как случилось несчастье, наши ребята были на месте и помогали людям в их проблемах. Сейчас вот мы пилим там дрова. 70 заявок закрыли, еще 130 предстоит выполнить, 69 кубометров дров распределено, но этого недостаточно", - говорит Кузнецов.

По его словам, активисты постарались дойти до максимального числа людей, узнать, в чем они нуждаются. Результаты обхода плачевны. "57 процентов жителей затопленных городов и сел (из тех, с которыми мы реально общались) недовольны тем, какая помощь им была оказана", - уточняет глава Исполкома ОНФ. При этом последняя мониторинговая группа представителей ОНФ работала в Тулуне и других пострадавших населенных пунктах в последних числах октября и первых числах ноября.

Люди не просто вынуждены жить в ужасных условиях, но и сам распорядок их жизни кардинально изменился. Так, дети вынуждены ходить в школу в три смены. "Мы проехали 10 социальных объектов - это школы, детские садики, которые нужно было уже заново отстроить. Из 10 объектов вовремя сдаются только два. А все остальные либо возводятся с отставанием, либо с ощутимым отставанием. Это ведет к тому, что детишки ходят в школу в три смены. Садики переполнены", - отметил Михаил Кузнецов.

Как рассказали "Российской газете" в ОНФ, в Тулуне общественники разговаривали с людьми, которые не получили даже по 10 тысяч рублей компенсации. Удивила их и ситуация в двух многоквартирных домах, к расселению которых подошли избирательно: жителей первого и второго этажей переселили, а людей с третьего, четвертого и пятого - оставили в опасных зданиях. И это при том, что дома буквально трещат по швам, повсюду грибок, поэтому жильцы небезосновательно опасаются за свои жизни и здоровье.

При посещении поселка Бурхун Тулунского района общественники выяснили, что на одной из улиц в зону паводка попали 60 домов. Большинство из них расселили, однако местные власти решили, что в 13 зданиях достаточно просто провести капремонт. Но вот местные жители, среди которых есть многодетные семьи с детьми-инвалидами, категорически против такого решения. Люди уверены - жить там невозможно.

А Ирина Шляцина из поселка Аршан Тулунского района, воспитывающая двух своих и пятерых приемных детей, один из которых имеет инвалидность, пожаловалась, что уже более четырех месяцев не может добиться оценки нанесенного паводком ущерба. В результате наводнения с ее участка буквально смыло новую баню и беседку, а в доме под пол провалился большой камин. Шляцина дважды писала заявление с просьбой провести обследование. После наводнения, когда обследование проводилось на соседних участках, ей сказали, что якобы от нее заявления не получали. Потом глава поселковой администрации прямо ответил ей отказом, сославшись на отсутствие средств.

Когда людей просто не хотят выслушать, это никуда не годится. Почему местные власти не могут создать правовую независимую комиссию и оказывать правовую помощь людям?

Возможно, потеря бани с беседкой - не самая страшная беда. Но то, что власти на местах откровенно хамят и угрожают людям, которые не согласны с актами по итогам проверок и просят о помощи, это уже вопиющая ситуация. Так, Елена Светлолобова из Аршана, у которой шестеро детей, не может получить сертификат на жилье, поскольку чиновники утверждают - ее дом стал аварийным еще до наводнения. Светлолобова обращалась за помощью к главе администрации поселка Леониду Политаеву, однако получала отказы, а однажды он даже начал ей напрямую угрожать. "Никуда не пиши, никуда не лезь. Оставь все как есть. Будешь лезть - приедут ребята, ножичком по горлу и заткнешься навсегда. Хватит лезть туда, куда тебя не просят, лучше остановись, иначе буду ехать на машине, так шандарахну - ноги кверху задерешь, кровью захлебнешься, даже не подойду", - рассказала женщина об угрозах, произнесенных в присутствии нескольких свидетелей.

В некоторых домах жить невозможно, но аварийными их не признают. Фото: 1tv.ru

Михаил Кузнецов лично пообещал следить за проверкой поступившей информации. Как он сообщил журналистам, женщина с помощью активистов написала заявление в полицию. Правоохранительные органы должны дать свою оценку.

Руководитель регионального исполкома ОНФ в Иркутской области Елена Зубун сообщила, что граждане оказались дезинформированы по поводу той помощи, которая им полагается. Более того, многие жители подтопленных районов подозревают, что некоторые местные чиновники предоставили сертификаты на приобретение жилья своим родственникам, которые не являются пострадавшими от паводка. "Мы в очередной раз убедились в том, что пострадавшие зачастую юридически не подкованы. Простые люди из-за плохой информированности не могут получить положенные выплаты. ОНФ в ближайшее время организует бесплатные юридические консультации в подтопленных районах", - отметила Зубун.

Не доволен темпами восстановительных работ и заместитель председателя правительства России Виталий Мутко. "У нас очень много волокиты еще, бюрократии, отписок, переписок. Мы уже с вами говорили: за каждую тему должно отвечать должностное лицо, уполномоченное давать такие ответы, а не гонять по кругу. Все время то перенос сроков, то "зайди ко мне завтра". "Карусель" устраиваем, не можем дать ответ, один и понятный", - отчитал Мутко власти региона на заседании правительственной комиссии по ликвидации последствий паводков.

По словам Мутко, сегодня главные критические точки - это низкие темпы строительства нового жилья, капитального ремонта, вопросы персонального внимания к каждой семье. "Все населенные пункты, их границы, списки жителей - все есть. Надо просто людей обойти - узнать, у кого какие вопросы, обратить внимание на одиноких, пожилых, престарелых людей, потому что они порой не могут сами даже выехать из дома", - пояснил вице-премьер. И добавил, что в плане персонального внимания к людям ему крайне сложно поставить высокую оценку местным властям.

"Из последней поездки я привез 300 обращений. Да, когда начинаешь вникать, там сложные проблемы и, возможно, они не в компетенции местных властей. Но когда людей просто не хотят выслушать, это никуда не годится. Почему местные власти не могут создать правовую независимую комиссию и оказывать правовую помощь людям? Даже прокуроры помогали людям писать исковые заявления!" - довольно эмоционально высказался Мутко.

По словам вице-премьера, все вопросы, связанные с расселением жителей и ремонтом их домов, должны быть полностью закрыты в октябре следующего года. Слишком большой объем работы. Ведь от летних наводнений, которые спровоцировали проливные дожди в июне и июле, как напомнил вице-премьер, пострадали в общей сложности 135 населенных пунктов, расположенные в 11 муниципальных образованиях. 1700 домов вообще смыло. Около 7 тысяч домов признаны непригодными для жилья. По словам Мутко, выдано уже более 6800 сертификатов на приобретение нового жилья. Около 3,5 тысячи семей купили новое жилье.

Как уточнил Мутко корреспонденту "РГ", 80 процентов пострадавших приобретают новые дома или квартиры на территории Иркутской области. 10 процентов хотят переехать или уже переехали в другие регионы. Средняя сумма выплат по утере жилья составляет 2,5-3 миллиона рублей. Максимальная компенсация составила 22 миллиона рублей.

"У нас есть два уазика, на которых мы будем ездить по затопленным территориям, пока все люди не разберутся со своими проблемами. Мы должны пройти через все проблемы вместе", - констатировал Михаил Кузнецов.