16 ноября в Москве в рамках WaveForum - крупнейшего образовательного форума для специалистов, профессионально работающих с музыкой и звуком, - состоялась дискуссия "Нужны ли артистам лейблы в цифровую эпоху?". Эксперты разбирались, какую конкретную выгоду может дать артисту лейбл в России и как выстроить взаимовыгодные отношения в современных реалиях рынка. В дискуссии приняли участие вице-президент и управляющий портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерия Брусникина, директор отдела бизнес-инициатив и аналитики Warner Music Russia Максим Ворошилов, сооснователь и генеральный директор компании Music Development Russia Екатерина Бажанова, генеральный директор Universal Music Group в России и СНГ Дмитрий Коннов, Артем Трифонов из лейбла Ultra Music и генеральный директор лейбла StartUp Music Валерий Дробыш.
Будущее музыкальной индустрии - в цифровизации, уверена управляющий портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерия Брусникина. "Еще пять-семь лет назад львиная часть доходов лейблов была с продажи дисков. Сейчас это от силы 10-12 процентов", - напомнила она.
Тотальное доминирование стриминга приводит к тому, что чарты в основном заполнены музыкой, рассчитанной на тинейджеров. Ведь именно подростки больше всех слушают музыку на мобильных телефонах, у них есть привычка бесконечно крутить понравившийся трек на репите. Нишевой, необычной, сложной, более взрослой музыке в этих обстоятельствах непросто пробиться к аудитории.
Впрочем, решение есть. Брусникина рассказала, что по совместительству занимает должность генерального директора сервиса FONMIX, предоставляющего услуги по музыкальному оформлению коммерческих пространств: ресторанов, торговых центров и других точек от заправок до фитнес-клубов, и здесь наблюдается совсем другая тенденция.
"Более 50 процентов бизнесов вообще не выбирают популярную музыку по разным причинам: потому что под нее плохо есть, плохо продавать, потому что она вызывает не те ощущения. Стандартное пользовательское поведение: понравился трек - хочется послушать его несколько раз подряд. К слову, это характерно не только для подростков. Но у бизнеса другие предпочтения. Хорошая новость для музыкантов, которые делают нишевую музыку, - у вас есть куда пойти, вас может выбрать бизнес. У вас есть возможность на этом зарабатывать", - сказала Брусникина.
Сервисы на базе экосистемы IPChain предоставляют шанс тысячам людей, которые считают себя творцами. "Думаю, что нельзя лишать этих людей возможности хотя бы попытать удачу. Скорее всего, 99 процентов из них никогда не будут востребованы в той мере, в которой им хотелось бы. Но не дать им эту возможность нельзя. И мы даем им простые цифровые инструменты, с помощью которых они, сидя где угодно - в Москве, в маленьком городке, - могут защитить созданное, чтобы его попросту не украли. Хочешь, чтобы твоя музыка появилась на онлайн-витрине, в Deezer, Spotify, Яндекс.Музыке? Пожалуйста, вот тебе простой инструмент, который доставит контент до этих витрин. Опять же, есть возможность попасть в B2B-сервис для ресторанов", - полагает эксперт.
По словам Брусникиной, сервисы - это площадки, позволяющие найти в океане сомнительного контента алмазы, которые лейблы затем смогут превратить в бриллианты.
Одна из особенностей сервисов на основе IPChain, выгодно отличающая их от того же СD Baby и ему подобных, - широкие технические возможности выявления нелегального контента и строгий входной фильтр по этому критерию. Здесь невозможны забавные истории в духе "депонирования" альбома Майкла Джексона под видом творчества вымышленного исполнителя. "Наша технология работает не только с цифровым отпечатком, она умеет анализировать переработанную музыку, так что, если загружен защищенный контент, мы это поймем. Зачастую у сервисов нет технической возможности это сделать, и это влияет на их репутацию", - сказала эксперт.
Помимо творений начинающих композиторов коммерческие пространства вполне могут заинтересоваться произведениями, написанными нейросетями. О генеративной музыке говорят давно, а такие проекты, как Mubert или Endel, активно продвигают свои продукты на рынке. "Сейчас появляется все больше сервисов, где музыку пишет искусственный интеллект. Я пристально за ними слежу, потому что они позволяют дать определенной аудитории под ее потребности royalty-free-музыку. Нужен бизнесу спокойный фон без слов, который не будет раздражать? Пожалуйста, вот тебе искусственный интеллект", - рассуждает Брусникина.
Генеральный директор музыкального лейбла StartUp Music Валерий Дробыш обратил внимание на то, что качественный контент - это необходимое, но далеко не достаточное условие плодотворного сотрудничества артиста и лейбла. "Не нужно искать контент, который тебе принесут на блюдечке, мол, "посмотри, у меня клевая песня!". Я с этим сталкивался несколько раз, и ничем хорошим это не заканчивалось. Пришел парень, показал мне альбом, сказал, что выпускал это на "Рифмах и Панчах", неплохо пошло, были классные результаты. Спросил, не хочу ли я купить альбом за такую-то и такую-то сумму, уточнив, что за него уже борются Warner и другие крупные игроки. Я послушал, мне действительно понравились несколько треков, мы выкупили этот альбом, а парень через две недели уехал на Бали на полгода".
Если человек не готов работать и выполнять обязательства, у него вряд ли получится стать большим артистом - даже при наличии таланта. "Разговор-то был о том, что мы будем продвигать этот альбом, будем заниматься исполнителем. Артисты думают, что можно сесть за компьютер, быстренько что-то набросать в любой программе и тут же продать. Это ужасно, так работать нельзя", - сказал он.
Генеральный директор Universal Music Group в России и СНГ Дмитрий Коннов в свою очередь отметил, что сегодня и лейблы, и продюсерские центры, и другие узлы музыкальной индустрии занимаются практически одним и тем же - изданием материала, то есть доставкой его до максимально широкой аудитории. "Большой разницы между платформой, дистрибьютером и лейблом в 2019 году в России нет", - отметил он.
Он напомнил, что сегодня благодаря технологиям музыку может писать кто угодно, а лейбл давно утратил свое сакральное значение. Именно поэтому на первое место выходит качество контента. "Самое большое разочарование, которое было у меня в этом году, - это 600 треков, которые мы получаем, плюс-минус еженедельно на сайт. Это отвратительно. Самая большая проблема в том, что крупицы хорошей музыки просто теряются в океане бессмысленной работы с компьютером, которой занимаются люди, стремящиеся быстро заработать", - посетовал Коннов. Он посоветовал начинающим музыкантам ходить на "настоящую" работу и не воспринимать творчество как способ заработка.
Сооснователь и генеральный директор компании Music Development Russia Екатерина Бажанова отметила, что в работе с лейблом артистам стоит избегать крайностей. "Меня больше всего пугают две категории исполнителей. Первые приходят и говорят: "Зачем мне нужен менеджер? Я сам себе куплю билеты и заварю чай в гримерку". Убийственная стратегия, учитывая, что менеджер - это человек, который занимается вашими бизнес-процессами. Когда артист говорит, что ему не нужен менеджмент, потому что он сам со всем справится - и с чаем, и с билетами, - примерно там же, где билеты в плацкарт и чай, он и останется. Вторые считают, что стоит заключить договор с лейблом или любым другим сервисом, взять себе менеджера, и случится магия. На следующий день проснешься суперпопулярным. Можно будет перестать работать и стать суперзвездой. Это так не работает", - поделилась своими наблюдениями Бажанова.
Она добавила, что для ее компании принципиально важно работать только с теми артистами, за которых не будет стыдно. "Критерий простой: готова ли я или любой другой сотрудник постить контент артиста в своих соцсетях? Как только хотя бы один человек в команде говорит: "Нет, ребята, это зашквар, можем взять, но я под этим не подпишусь" - мы говорим артисту нет. Если мы не можем продать его музыку даже себе, то как мы донесем ее до людей?" - пояснила она.
Бажанова считает, что настоящий успех невозможен без контракта с крупным лейблом, ведь, чтобы стать большим, надо сначала присоединиться к чему-то большому. "Топовые артисты не загружают треки через СD Baby", - иронизирует она.
Между тем Артем Трифонов, представляющий лейбл электронной танцевальной музыки Ultra Music, заметил, что недооценивать платформы все-таки не стоит. "Есть примеры, когда артисты загружали музыку через СD Baby, попали в чарты Spotify, их замечали и потом уже покупали за большие авансы. Пример Dinoro c песней In my mind, которая стала хитом № 1 на радио в Европе, да и в Штатах была очень популярна. Через дистрибьютора вы можете собрать какую-то минимальную аудиторию и уже потом прийти к лейблу с историей и аналитикой. Вполне возможно, вы заключите более выгодную сделку, чем если бы пришли к мейджору сразу, надеясь, что это все изменит".
Рассуждая о различиях между менеджерами, дистрибьютерами, продюсерами, директор отдела бизнес-инициатив и аналитики Warner Music Russia Максим Ворошилов отметил, что в исключительных случаях артист действительно может сам заниматься собственным менеджментом. Он привел в пример одного из самых известных артистов лейбла. "Певица MARUV все делает сама. Ей помогает супруг, но решения остаются за ней. Мы же со своей стороны можем предложить и дистрибуцию, и сервис, и маркетинг. Из недавних примеров: приходит Ани Лорак и говорит: "Я хочу просто дистрибуцию", - "Окей, сделаем просто дистрибуцию". Немного поменяются условия сотрудничества, будет другая ставка роялти", - пояснил Ворошилов.
Он добавил, что артисту лучше заниматься творчеством, а менеджеру - бизнесом. По наблюдениям Ворошилова, в последние десять лет более успешными оказались те музыканты, которые грамотно делегировали организационные функции команде.
WAVEFORUM - крупнейшая образовательная конференция для специалистов, профессионально работающих с музыкой и звуком. На площадке форума артисты, продюсеры, музыканты, битмейкеры, сонграйтеры, звукорежиссеры и представители лейблов обмениваются опытом и обсуждают актуальные проблемы музыкальной индустрии.